主题目录

  • Общая информация о программах

    Уважаемые посетители!

    В данном разделе Вы можете получить информацию и оплатить обучение на дополнительных общеобразовательных программах Музея Землеведения МГУ (Музейный абонемент).

    Записаться на программу или задать вопрос можно по почте ekagorb77@mail.ru


  • Программы Музея землеведения МГУ

  • Земля во Вселенной (14+)


  • Как долго растут кристаллы (14+)



    Занятия проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Громалова Наталья Александровна

    На занятиях будет представлена информация о механизмах роста кристаллов, основных способах их выращивания и их классификации, образования в природе и в домашних условиях.

    Программа предусматривает знакомство с такими вопросами, как – происхождение  драгоценных камней первого порядка, специфика их образования в промышленных и природных условиях, современных методах их облагораживания и применения в технике и ювелирной промышленности.

    Будут рассмотрены основные вопросы теории зарождения и роста кристаллов, морфологии идеального роста реального кристалла. Слушатели познакомятся с особенностями промышленного выращивания монокристаллов из расплава, раствора, газовой и твердой фазы, выращивания при повышенном давлении, а также узнают как получают кристаллы на примере поваренной соли в домашних условиях.


        • Вулканы мира (8+)




          Занятия проводят: д. г.-м. н. Дубинин Евгений Павлович и м.н.с. ГИН РАН Агранов Григорий Дмитриевич

          Программа знакомит слушателей со строением верхних оболочек Земли – земной корой и верхней мантией, где зарождаются магматические расплавы. Слушатели также узнают  о географическом положении и геодинамических обстановках действующих вулканов, о наиболее известных вулканах мира и вулканических извержениях, о вулканах и горячих источниках на дне океана. Занятия проходят в форме лекций с элементами практикума, во время которого предоставляется возможность познакомиться с вулканическими лавами и бомбами, вулканическими стёклами и пемзами, вулканическими пеплами и туфами, с отложениями газовых струй и горячих источников.

        • От болота до океана (10+)

           

          Занятия проводит: сотрудник  Конькова Полина Игоревна

          Цикл занятий посвящён жизни в воде и около воды. Слушатели познакомятся с экологическими и систематическими группами водных и околоводных растений и животных, их приспособлениями к условиям среды обитания и интересными особенностями. Особое внимание будет уделено опасным растениям и животным и явлениям природы, а также вопросам охраны окружающей среды.


        • Топ-5 из мира драгоценных камней (14+)


          Занятия проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Громалова Наталья Александровна

          На занятиях слушатели узнают много интересного о самых дорогих самоцветах – алмазе, изумруде, сапфире, рубине и александрите; познакомятся с историей открытия этих драгоценных камней, с вопросами образования их в природе, способами синтеза и методами облагораживания. Слушатели узнают, почему эти минералы имеют высокую стоимость, от чего зависит стоимость камня и получат практические рекомендации по выбору драгоценного камня при покупке.


        • О чём могут рассказать горные породы (12+)


          Занятия проводит: н.с. Белая Надежда Ивановна

           

          Курс предназначен для расширения знаний, получаемых в школе. Рассматриваются вопросы, связанные с образованием горных пород, с уникальным разнообразием пород, которое отсутствует на других планетах Солнечной системы. Формируются представления, что практически все сведения о строении Земли и её истории получены благодаря изучению горных пород. Основа курса - экспозиции Музея землеведения МГУ. Занятия включают лекции с небольшими презентациями, составленными по материалам из различных источников и фрагментами научно-образовательных фильмов, снятых в музее. Для всех интересующихся школьников.


        • Экология для школьников: загрязнение окружающей среды и глобальное изменение климата (10+)


          Занятия проводит: к.б.н., с.н.с Таранец Ирина Павловна

          Программа даёт общее представление о разных экологических проблемах современности, которые оказывают воздействие на природную среду и здоровье человека. На наших встречах мы рассмотрим некоторые экологические проблемы, правильные эко-действия по осознанию и смягчению последствий от загрязнения окружающей среды, в том числе изменения климата. Цикл состоит их трёх тем по прикладной экологии: «Что такое загрязнение окружающей среды?», «Изменение климата: прошлое, настоящее и будущее», «Как смягчить последствия от изменения климата?»


        • Музейная коллекция ландшафтной живописи и скульптуры (для взрослой аудитории))


          Занятия проводит: научный сотрудник Лаптева Екатерина Михайловна

          Цель данной программы - познакомить слушателей с историей создания коллекции живописи и скульптуры в Музее землеведения; сформировать представление о художественной и научной ценности искусства в учебно-научном музее; рассмотреть вопросы истории науки через скульптурные изображения учёных-естествоиспытателей; представить экспозицию отделов Музея как соединения науки и искусства.


        • Интерактивные методы обучения в музейном пространстве (для преподавателей средних школ, среднего профессионального образования и высших учебных заведений)



          Занятия проводит: к.психол.н., н.с. Лихачева Елена Юрьевна

           Программа дает общее представление об интерактивных методах обучения, о практике их использования в средней и высшей школах. Слушатели рассмотрят вопросы использования интерактивных разработок в онлайн-формате.


        • Мир растительной клетки: освоение воды и суши (12+)



          Занятия проводит: к.б.н., в.н.с. Пикуленко Марина Маиловна

           

          В рамках данной программы слушатели познакомятся с физиологическими изменениями у растений в ходе эволюции, которые позволили им распространиться на Земле. В интерактивной форме будут раскрыты такие процессы в клетках как: осмос, диффузия, транспирация; транспорт ионов, и показана взаимосвязь с жизнедеятельностью растений. Слушатели узнают, как взаимодействие растительных клеток с внешней средой приводит к изменению биоразнообразия организмов на нашей планете.


        • Знакомство с астрономией (8+)


          Занятия проводит: н.с. Коснырева Анастасия Александровна

           Программа дает представление о виде звёздного неба, мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Будут рассмотрены вопросы природы небесных тел и явлений в Солнечной системе.

        • Биоиндикация и биоиндикаторы (10+)



          Занятия проводит: к.б.н., с.н.с Таранец Ирина Павловна

           Цикл занятий знакомит слушателей с представлением о таком научном направлении, как биоиндикация. На занятиях слушатели познакомятся с разными организмами индикаторами, которые используются специалистами для выяснения состояния окружающей среды в разных средах – суша, вода, воздух. Будут рассмотрены некоторые методики, которые возможно применить на практике. Занятия будут включать в себя элементы практикума.

        • Минералогическое путешествие вглубь Земли и обратно (14+)


          Занятия проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Громалова Наталья Александровна

           

          Программа дает представление о строении Земли и минералах, их основных свойствах, о способах образования в природе. Слушатель узнает какие минералы характерны для основных слоев Земли: земной коры, верхней, нижней мантии и ядра.

          Будут рассмотрены: основной минерал земной коры – кварц и его разновидности, а также ценные минералы – драгоценные камни первого порядка: рубин, сапфир, александрит. Слушатель познакомится с ценным минералом мантии – алмазом, узнает о его основных свойствах, структуре и месторождениях. Будут даны представления о применении минералов в технике и ювелирной промышленности.


        • Декоративный облицовочный камень в строительстве и архитектуре комплекса зданий Московского Университета на Воробьевых Горах (для взрослой аудитории))



          Занятия проводит: н.с., к.г.-м.н. Малёнкина Светлана Юрьевна

           Цикл занятий проходит в уникальном научно-студенческом городке МГУ на Воробьевых горах, имеющим свой единый облик, несмотря на различные архитектурные стили отдельных зданий. Большую роль в этом играют горные породы и искусственные материалы, использованные в облицовке зданий. Знакомство с ними не только на фотографиях, но и визуально на близком расстоянии, доставляет поистине эстетическое удовольствие. Площадь облицовочных горных пород огромна. Это позволяет не только рассмотреть различные породы, но и рассказать о природных процессах, их создающих; горные породы в зданиях МГУ – своеобразный геологический музей. Все здания являются памятниками архитектуры и охраняются законом.


        • Видеокурс "История развития жизни на Земле" (8+)

          Курс дает общее представление о том, какие организмы жили на Земле в разные геологические времена, как они последовательно сменяли друг друга от древнейших до современных. Слушатели также узнают, что такое «геологические часы» и как палеонтологи узнают, когда жили и как выглядели древние обитатели планеты. В конце выдается сертификат о прохождении программы.


        • Видеокурс "История развития жизни на Земле"

          • Объявления, запись на ВЕБИНАР 讨论区
            受限的 不能使用除非 这个活动 Форма для загрузки документа об оплате 已标记完成
          • Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 1. Наука палеонтология. Общие представления. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Форма для загрузки документа об оплате 已标记完成
          • Занятие 1. Часть 1. Тест 1. Наука палеонтология. Общие представления. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 1. Наука палеонтология. Общие представления. 已标记完成
          • Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 2. Окаменелости. Типы и формы сохранности. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 1. Часть 1. Тест 1. Наука палеонтология. Общие представления. 已标记完成
          • Занятие 1. Часть 2. Тест 2. Окаменелости. Типы и формы сохранности. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 2. Окаменелости. Типы и формы сохранности. 已标记完成
          • Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 3. Методы работы палеонтолога. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 1. Часть 2. Тест 2. Окаменелости. Типы и формы сохранности. 已标记完成
          • Занятие 1. Часть 3. Тест 3. Методы работы палеонтолога. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 3. Методы работы палеонтолога. 已标记完成
          • Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 4. Геологическое время. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 1. Часть 3. Тест 3. Методы работы палеонтолога. 已标记完成
          • Занятие 1. Часть 4. Тест 4. Геологическое время. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 4. Геологическое время. 已标记完成
          • Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 1. Древнейшая история жизни на Земле. Докембрий. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 1. Часть 4. Тест 4. Геологическое время. 已标记完成
          • Занятие 2. Часть 1. Тест 1. Древнейшая история жизни на Земле. Докембрий. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 1. Древнейшая история жизни на Земле. Докембрий. 已标记完成
          • Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 2-1. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Беспозвоночные. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 2. Часть 1. Тест 1. Древнейшая история жизни на Земле. Докембрий. 已标记完成
          • Занятие 2. Часть 2-1. Тест 2. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Беспозвоночные. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 2-1. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Беспозвоночные. 已标记完成
          • Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 2-2. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Позвоночные. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 2. Часть 2-1. Тест 2. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Беспозвоночные. 已标记完成
          • Занятие 2. Часть 2-2. Тест 3. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Позвоночные. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 2-2. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Позвоночные. 已标记完成
          • Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 3. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские растения. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 2-2. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Позвоночные. 已标记完成
          • Занятие 2. Часть 3. Тест 4. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские растения. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 3. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские растения. 已标记完成
          • Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 4. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские наземные позвоночные животные. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 2. Часть 3. Тест 4. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские растения. 已标记完成
          • Занятие 2. Часть 4. Тест 5. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские наземные позвоночные животные. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 4. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские наземные позвоночные животные. 已标记完成
          • Занятие 3. История жизни на Земле во времена динозавров. Мезозой. Часть 1. Динозавры и их родственники. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 2. Часть 4. Тест 5. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские наземные позвоночные животные. 已标记完成
          • Занятие 3. Часть 1. Тест 1. Динозавры и их родственники. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 3. История жизни на Земле во времена динозавров. Мезозой. Часть 1. Динозавры и их родственники. 已标记完成
          • Занятие 3. История жизни на Земле во времена динозавров. Мезозой. Часть 2. Современники динозавров. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 3. Часть 1. Тест 1. Динозавры и их родственники. 已标记完成
          • Занятие 3. Часть 2. Тест 2. Современники динозавров. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 3. История жизни на Земле во времена динозавров. Мезозой. Часть 2. Современники динозавров. 已标记完成
          • Занятие 4. История жизни на Земле после динозавров. Кайнозой. Часть 1. Разнообразие живых организмов кайнозойской эры. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 3. Часть 2. Тест 2. Современники динозавров. 已标记完成
          • Занятие 4. Часть 1. Тест 1. Разнообразие живых организмов кайнозойской эры. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 4. История жизни на Земле после динозавров. Кайнозой. Часть 1. Разнообразие живых организмов кайнозойской эры. 已标记完成
          • Занятие 4. История жизни на Земле после динозавров. Кайнозой. Часть 2. Особенности развития живых организмов в четвертичном периоде. 网页
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 4. Часть 1. Тест 1. Разнообразие живых организмов кайнозойской эры. 已标记完成
          • Занятие 4. Часть 2. Тест 2. Особенности развития живых организмов в четвертичном периоде. 测验
            受限的 不能使用除非 这个活动 Занятие 4. История жизни на Земле после динозавров. Кайнозой. Часть 2. Особенности развития живых организмов в четвертичном периоде. 已标记完成
        • Природа в мегаполисе (10+)



          Занятия проводит: к.б.н., с.н.с Таранец Ирина Павловна

          Участники программы познакомятся с охраняемыми природными территориями г. Москвы, узнают какие весенние цветы могут расти в городе и зачем нужно сохранять биологическое разнообразие растений и животных. Слушатели познакомятся с биоиндикационными методиками, которые используются для определения качества окружающей среды, узнают, что такое термическая утилизация и переработка отходов.

        • Ископаемые организмы, которые нас окружают (14+)

          Аммони

          Занятия проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Назарова Валентина Михайловна

          Этот курс не предназначен для любителей динозавров. Это курс для тех, кто уже задумался над вопросами «Как отличить двустворку от брахиоподы? Аммонита от наутилоидеи, улитки и фораминиферы?» Или хотя бы над вопросом «Что за ракушку я нашёл прошлым летом?» Это курс о палеонтологии, которую можно реально встретить рядом со своим домом, а, может быть, даже дома, если вы любите собирать окаменелости. Вы научитесь их отличать друг от друга, видеть важные признаки, познакомитесь с основными группами ископаемых, узнаете, где можно найти информацию о них. Мы ответим на все ваши вопросы по палеонтологии и поможем в определении домашних коллекций.


        • Землетрясения и цунами (10+)

          Цунами

          Занятия проводит: м.н.с. Боголюбский Вячеслав Андреевич

          Где и почему происходят землетрясения? Как измерить силу землетрясения и его разрушительную способность? Почему образуются цунами? В ходе курса поговорим о том, какие геологические силы способствуют образованию землетрясений и как землетрясения влияют на формирование цунами. Узнаем, где было самое мощное землетрясение и самое высокое цунами. Разберёмся, почему землетрясения обычно происходят на границах литосферных плит - огромных блоков каменной оболочки Земли, создающих горы и равнины, моря и океаны.


        • Геологические процессы на поверхности Земли: повседневные и опасные (10+)


          Геологические процессы

          Занятия проводит: м.н.с. Боголюбский Вячеслав Андреевич

          Как формируется облик нашей планеты? Какую роль играют в преобразовании неровностей земной поверхности ветер, вода, ледники и живые организмы? В ходе курса занятий поговорим о том, какие геологические силы преобразуют поверхность Земли, как формировалась земная поверхность вокруг нас. Какие удивительные формы рельефа можно встретить на равнинах и в горах. Узнаем, могут ли быть внешние процессы опасными. Совершим увлекательное путешествие по разным уголкам нашей планеты.


        • Географические открытия на карте мира (для взрослой аудитории)

          Географические открытия

          Занятия проводит: научный сотрудник Лаптева Екатерина Михайловна

          Цель данной программы – изучение истории географических исследований и открытий, которые были сделаны русскими и зарубежными путешественниками в разное время на материках и в океанах на основе экспозиции Музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова, привлечение интереса к страноведению и истории, знакомство с топонимией. На занятиях слушатели будут пользоваться различными источниками: картами, атласами, стендами и картинами Музея землеведения.

        • Рифовые экосистемы в настоящем и прошлом (для взрослой аудитории)

          Рифы

          Занятия проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Назарова Валентина Михайловна

          Курс предназначен для расширения знаний об одной из самых разнообразных экосистем на Земле. Рифовые сообщества в курсе рассматриваются не только с биологической, но и с геологической, геоморфологической и химической точек зрения. Слушатели знакомятся как с разнообразными современными членами этих сообществ, так и с ископаемыми, с развитием рифов в истории Земли на фоне развития биосферы в целом. Отдельное внимание уделено взаимодействию человечества с рифовыми экосистемами. Занятия включают лекции с красочными презентациями и знакомство с экспозицией Музея землеведения, посвящённой рифовым экосистемам.


        • Палеонтологические объекты в Музее землеведения МГУ (для взрослой аудитории)

          Палеонтологические объекты

          Занятия проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Назарова Валентина Михайловна

          В Музее землеведения два зала полностью посвящены палеонтологии. Их экспозиция построена по принципу эволюции биосферы. Посетители, переходя от витрины к витрине, как бы перемещаются во времени, последовательно знакомясь со всеми периодами в истории Земли. Но палеонтологические объекты есть и в других залах музея. Поскольку скелеты организмов состоят из минералов, которые, к тому же, могут замещаться другими минералами, то ископаемые организмы можно встретить в минералогической экспозиции. А в залах, посвящённых различным регионам, тоже размещены палеонтологические объекты, характерные для них.

        • Представление естественных наук в Музее землеведения МГУ (для взрослой аудитории)

          Естественные науки в МЗ

          Занятия проводят: к.г.-м.н., с.н.с. Назарова Валентина Михайловна, н.с. Белая Надежда Ивановна, сотрудник Конькова Полина Игоревна

          Минералы, горные породы, окаменелости представлены во многих музеях. А как показать геологические процессы, природные зоны, различные аспекты географии? Об этом рассказывает экспозиция Музея землеведения. И о минералах, горных породах и окаменелостях, конечно, тоже. А также почвах, метеоритах, современных животных и растениях и многом другом. За три занятия вы можете рассмотреть науки о Земле в самых разных аспектах в самом высоко расположенном музее Москвы.