Тематический план

  • Общая информация о программах

    Уважаемые посетители!

    В данном разделе Вы можете получить информацию и оплатить обучение на дополнительных общеобразовательных программах Музея Землеведения МГУ (Музейный абонемент).

    Записаться на программу или задать вопрос можно по почте ekagorb77@mail.ru


  • Программы Музея землеведения МГУ

  • Земля во Вселенной (14+)


  • Как долго растут кристаллы (14+)



    Занятия проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Громалова Наталья Александровна

    На занятиях будет представлена информация о механизмах роста кристаллов, основных способах их выращивания и их классификации, образования в природе и в домашних условиях.

    Программа предусматривает знакомство с такими вопросами, как – происхождение  драгоценных камней первого порядка, специфика их образования в промышленных и природных условиях, современных методах их облагораживания и применения в технике и ювелирной промышленности.

    Будут рассмотрены основные вопросы теории зарождения и роста кристаллов, морфологии идеального роста реального кристалла. Слушатели познакомятся с особенностями промышленного выращивания монокристаллов из расплава, раствора, газовой и твердой фазы, выращивания при повышенном давлении, а также узнают как получают кристаллы на примере поваренной соли в домашних условиях.


  • Лес и климат (10+)






    Занятия проводит: к.б.н., с.н.с Таранец Ирина Павловна

    Лес имеет важное значение для человека и природных обитателей. В последнее время его функции становятся еще актуальнее, в связи с глобальной проблемой изменения климата. На занятиях слушатели рассмотрят экосистемное значение леса, узнают о разных источниках и последствиях изменений климата, остановятся на проблеме возникновения лесных пожаров, которые вносят существенный вклад, как в снижение лесистости, так и увеличения парниковых газов, загрязнения окружающей среды. Отдельно будет рассмотрено, каким образом можно снижать свой углеродный след в повседневной жизни.   

  • Удивительный мир растений (10+)


     

    Занятия проводят: к.б.н., в.н.с. Пикуленко Марина Маиловна и н.с. Ливеровская Татьяна Юрьевна

    Программа дает представление о растительности как компоненте ландшафта, прошедшем долгий и сложный путь развития. Слушатели познакомятся с растительными сообществами природных зон, особенностями флоры материков. Будет рассказано о некоторых реликтовых представителях древнейших эпох, систематических группах и сообществах растений. Слушатели узнают о симметрии в мире растений и ее использовании как систематического признака для определения видовой принадлежности и как критерия состояния экосистем.


  • Рифовые экосистемы в настоящем и прошлом (14+)


    Занятия проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Назарова Валентина Михайловна

     

    Курс предназначен для расширения знаний об одной из самых разнообразных экосистем на Земле. Рифовые сообщества в курсе рассматриваются не только с биологической, но и геологической, геоморфологической и химической точек зрения. Слушатели знакомятся как с разнообразными современными членами этих сообществ, так и с ископаемыми, с развитием рифов в истории Земли на фоне развития биосферы в целом. Отдельное внимание уделено взаимодействию человечества с рифовыми экосистемами. Занятия включают лекции с красочными презентациями и небольшие тестовые задания, предназначенные для закрепления знаний.


  • Вулканы мира (8+)




    Занятия проводят: доктор геол.-мин. наук Дубинин Евгений Павлович и м.н.с. ГИН РАН Агранов Григорий Дмитриевич

    Программа знакомит слушателей со строением верхних оболочек Земли – земной корой и верхней мантией, где зарождаются магматические расплавы. Слушатели также узнают  о географическом положении и геодинамических обстановках действующих вулканов, о наиболее известных вулканах мира и вулканических извержениях, о вулканах и горячих источниках на дне океана. Занятия проходят в форме лекций с элементами практикума, во время которого предоставляется возможность познакомиться с вулканическими лавами и бомбами, вулканическими стёклами и пемзами, вулканическими пеплами и туфами, с отложениями газовых струй и горячих источников.

  • От болота до океана (10+)

     

    Занятия проводит: сотрудник  Конькова Полина Игоревна

    Цикл занятий посвящён жизни в воде и около воды. Слушатели познакомятся с экологическими и систематическими группами водных и околоводных растений и животных, их приспособлениями к условиям среды обитания и интересными особенностями. Особое внимание будет уделено опасным растениям и животным и явлениям природы, а также вопросам охраны окружающей среды.


  • Топ-5 из мира драгоценных камней (14+)


    Занятия проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Громалова Наталья Александровна

    На занятиях слушатели узнают много интересного о самых дорогих самоцветах – алмазе, изумруде, сапфире, рубине и александрите; познакомятся с историей открытия этих драгоценных камней, с вопросами образования их в природе, способами синтеза и методами облагораживания. Слушатели узнают, почему эти минералы имеют высокую стоимость, от чего зависит стоимость камня и получат практические рекомендации по выбору драгоценного камня при покупке.


  • О чём могут рассказать горные породы (12+)


    Занятия проводит: н.с. Белая Надежда Ивановна

     

    Курс предназначен для расширения знаний, получаемых в школе. Рассматриваются вопросы, связанные с образованием горных пород, с уникальным разнообразием пород, которое отсутствует на других планетах Солнечной системы. Формируются представления, что практически все сведения о строении Земли и её истории получены благодаря изучению горных пород. Основа курса - экспозиции Музея землеведения МГУ. Занятия включают лекции с небольшими презентациями, составленными по материалам из различных источников и фрагментами научно-образовательных фильмов, снятых в музее. Для всех интересующихся школьников.


  • Экология для школьников: загрязнение окружающей среды и глобальное изменение климата (10+)


    Занятия проводит: к.б.н., с.н.с Таранец Ирина Павловна

    Программа даёт общее представление о разных экологических проблемах современности, которые оказывают воздействие на природную среду и здоровье человека. На наших встречах мы рассмотрим некоторые экологические проблемы, правильные эко-действия по осознанию и смягчению последствий от загрязнения окружающей среды, в том числе изменения климата. Цикл состоит их трёх тем по прикладной экологии: «Что такое загрязнение окружающей среды?», «Изменение климата: прошлое, настоящее и будущее», «Как смягчить последствия от изменения климата?»


  • Музейная коллекция ландшафтной живописи и скульптуры (для взрослых)


    Занятия проводит: научный сотрудник Лаптева Екатерина Михайловна

    Цель данной программы - познакомить слушателей с историей создания коллекции живописи и скульптуры в Музее землеведения; сформировать представление о художественной и научной ценности искусства в учебно-научном музее; рассмотреть вопросы истории науки через скульптурные изображения учёных-естествоиспытателей; представить экспозицию отделов Музея как соединения науки и искусства.


  • Интерактивные методы обучения в онлайн-формате (16+)



    Занятия проводит: к.психол.н., н.с. Лихачева Елена Юрьевна

     Программа дает общее представление об интерактивных методах обучения, о практике их использования в средней и высшей школах. Слушатели рассмотрят вопросы использования интерактивных разработок в онлайн-формате.


  • Мир растительной клетки: освоение воды и суши (12+)



    Занятия проводит: к.б.н., в.н.с. Пикуленко Марина Маиловна

     

    В рамках данной программы слушатели познакомятся с основными физиологическими процессами у наземных растений и путями их регуляции. В интерактивной форме будут раскрыты понятия: осмос, диффузия, транспирация; транспорт ионов в растительных тканях и показана важность питания растений, его взаимосвязь с процессами развития растений, почему важно взаимодействие растительных клеток с внешней средой и  изучение динамики растений в биосфере.


  • Знакомство с астрономией (8+)


    Занятия проводит: н.с. Коснырева Анастасия Александровна

     Программа дает представление о виде звёздного неба, мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Будут рассмотрены вопросы природы небесных тел и явлений в Солнечной системе.

  • Биоиндикация и биоиндикаторы (10+)



    Занятия проводит: к.б.н., с.н.с Таранец Ирина Павловна

     Цикл занятий знакомит слушателей с представлением о таком научном направлении, как биоиндикация. На занятиях слушатели познакомятся с разными организмами индикаторами, которые используются специалистами для выяснения состояния окружающей среды в разных средах – суша, вода, воздух. Будут рассмотрены некоторые методики, которые возможно применить на практике. Занятия будут включать в себя элементы практикума.

  • Минералогическое путешествие вглубь Земли и обратно (14+)


    Занятия проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Громалова Наталья Александровна

     

    Программа дает представление о строении Земли и минералах, их основных свойствах, о способах образования в природе. Слушатель узнает какие минералы характерны для основных слоев Земли: земной коры, верхней, нижней мантии и ядра.

    Будут рассмотрены: основной минерал земной коры – кварц и его разновидности, а также ценные минералы – драгоценные камни первого порядка: рубин, сапфир, александрит. Слушатель познакомится с ценным минералом мантии – алмазом, узнает о его основных свойствах, структуре и месторождениях. Будут даны представления о применении минералов в технике и ювелирной промышленности.


  • Редкие растения и животные в Москве (10+)


     

    Занятия проводят: к.б.н., в.н.с. Пикуленко Марина Маиловна и к.б.н., с.н.с  Таранец Ирина Павловна

    Программа знакомит с редкими видами растений и животных в столице, с интересными фактами их произрастания и обитания, а также с направлениями деятельности человека, способствующими сохранению биоразнообразия в непростых условиях мегаполиса.


  • Декоративный облицовочный камень в строительстве и архитектуре комплекса зданий Московского Университета на Воробьевых Горах (для взрослых)



    Занятия проводит: н.с., к.г.-м.н. Малёнкина Светлана Юрьевна

     Цикл занятий проходит в уникальном научно-студенческом городке МГУ на Воробьевых горах, имеющим свой единый облик, несмотря на различные архитектурные стили отдельных зданий. Большую роль в этом играют горные породы и искусственные материалы, использованные в облицовке зданий. Знакомство с ними не только на фотографиях, но и визуально на близком расстоянии, доставляет поистине эстетическое удовольствие. Площадь облицовочных горных пород огромна. Это позволяет не только рассмотреть различные породы, но и рассказать о природных процессах, их создающих; горные породы в зданиях МГУ – своеобразный геологический музей. Все здания являются памятниками архитектуры и охраняются законом.


  • Видеокурс "История развития жизни на Земле" (8+)

    Курс дает общее представление о том, какие организмы жили на Земле в разные геологические времена, как они последовательно сменяли друг друга от древнейших до современных. Слушатели также узнают, что такое «геологические часы» и как палеонтологи узнают, когда жили и как выглядели древние обитатели планеты. В конце выдается сертификат о прохождении программы.


  • Видеокурс "История развития жизни на Земле"

    • Объявления, запись на ВЕБИНАР Форум
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Форма для загрузки документа об оплате должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 1. Наука палеонтология. Общие представления. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Форма для загрузки документа об оплате должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 1. Часть 1. Тест 1. Наука палеонтология. Общие представления.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 1. Наука палеонтология. Общие представления. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 2. Окаменелости. Типы и формы сохранности. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 1. Часть 1. Тест 1. Наука палеонтология. Общие представления. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 1. Часть 2. Тест 2. Окаменелости. Типы и формы сохранности.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 2. Окаменелости. Типы и формы сохранности. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 3. Методы работы палеонтолога. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 1. Часть 2. Тест 2. Окаменелости. Типы и формы сохранности. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 1. Часть 3. Тест 3. Методы работы палеонтолога.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 3. Методы работы палеонтолога. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 4. Геологическое время. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 1. Часть 3. Тест 3. Методы работы палеонтолога. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 1. Часть 4. Тест 4. Геологическое время.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 1. Введение в палеонтологию. Часть 4. Геологическое время. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 1. Древнейшая история жизни на Земле. Докембрий. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 1. Часть 4. Тест 4. Геологическое время. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 2. Часть 1. Тест 1. Древнейшая история жизни на Земле. Докембрий.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 1. Древнейшая история жизни на Земле. Докембрий. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 2-1. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Беспозвоночные. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 2. Часть 1. Тест 1. Древнейшая история жизни на Земле. Докембрий. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 2. Часть 2-1. Тест 2. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Беспозвоночные.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 2-1. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Беспозвоночные. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 2-2. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Позвоночные. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 2. Часть 2-1. Тест 2. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Беспозвоночные. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 2. Часть 2-2. Тест 3. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Позвоночные.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 2-2. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Позвоночные. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 3. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские растения. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 2-2. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Позвоночные. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 2. Часть 3. Тест 4. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские растения.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 3. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские растения. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 4. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские наземные позвоночные животные. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 2. Часть 3. Тест 4. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские растения. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 2. Часть 4. Тест 5. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские наземные позвоночные животные.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров. Часть 4. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские наземные позвоночные животные. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 3. История жизни на Земле во времена динозавров. Мезозой. Часть 1. Динозавры и их родственники. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 2. Часть 4. Тест 5. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские наземные позвоночные животные. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 3. Часть 1. Тест 1. Динозавры и их родственники.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 3. История жизни на Земле во времена динозавров. Мезозой. Часть 1. Динозавры и их родственники. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 3. История жизни на Земле во времена динозавров. Мезозой. Часть 2. Современники динозавров. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 3. Часть 1. Тест 1. Динозавры и их родственники. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 3. Часть 2. Тест 2. Современники динозавров.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 3. История жизни на Земле во времена динозавров. Мезозой. Часть 2. Современники динозавров. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 4. История жизни на Земле после динозавров. Кайнозой. Часть 1. Разнообразие живых организмов кайнозойской эры. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 3. Часть 2. Тест 2. Современники динозавров. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 4. Часть 1. Тест 1. Разнообразие живых организмов кайнозойской эры.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 4. История жизни на Земле после динозавров. Кайнозой. Часть 1. Разнообразие живых организмов кайнозойской эры. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 4. История жизни на Земле после динозавров. Кайнозой. Часть 2. Особенности развития живых организмов в четвертичном периоде. Страница
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 4. Часть 1. Тест 1. Разнообразие живых организмов кайнозойской эры. должен быть отмечен как выполненный
    • Занятие 4. Часть 2. Тест 2. Особенности развития живых организмов в четвертичном периоде.
      Недоступно, пока не выполнено: Элемент курса Занятие 4. История жизни на Земле после динозавров. Кайнозой. Часть 2. Особенности развития живых организмов в четвертичном периоде. должен быть отмечен как выполненный