Размещение дистанционных курсов (для преподавателей МГУ)
ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСА В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ
В распоряжении МГУ находится многофункциональная платформа обучения с применением дистанционных технологий «Университет без границ», на которой вы находитесь.
На сегодняшний день ответственный сотрудник кафедры и преподаватели по предмету могут в режиме пошагового прохождения обучения научиться работать с пространством онлайн-курса по предмету, наполнить его материалами, дать доступ группе слушателей и разместить на курсе конференцию, в режиме вебинар, для проведения занятия онлайн.
Курсы создаются по спискам от факультетов, о чем будут рассылаться оповещения по электронной почте ответственного сотрудника (от факультетов требуются ответственные сотрудники и их актуальные контакты включая е-мейл).
- Нормативные документы, полезная информация и кратко о дистанционном образовании в МГУ на странице covid.msu.ru
- Техническое оснащение рабочего места для работы на портале;
II Общая схема возможной работы в рамках факультета и кафедр
III Организация конференции для проведения удаленных вебинаров и консультаций
Проведение семинаров и лекций для менее 100 слушателей
Проведение лекций для менее 300 слушателей
Порядок действий для подключения преподавателей к порталу «Университет без границ»
Порядок действий студентов для подключения к курсу
Настройка курсов и работа с платформой обучающие материалы
I Организация учебного пространства на портале «Университет без границ»
Возможности:
-
Размещение текстовых документов для выполнения
-
Организация тестов как тренировочных, проверочных материалов, выдачи производного варианта удаленных контрольных (с возможностью ограничения по времени старта и выполнения)
-
Приём домашних заданий от студентов (с возможностью ограничения по времени)
-
Организация студентов в потоки и группы в онлайн-курсе
-
Отслеживание и оценивание деятельности студентов
-
Коммуникация со студентами в синхронном/асинхронном режиме (чат/форум)
Особые возможности
7. Организация конференции для проведения удаленных вебинаров и консультаций в BigBlueButton и MS Teams
II Общая схема возможной работы в рамках факультета и кафедр
Для организации дистанционной поддержки следует в рамках подразделения разбить учебные курсы на общие и спецкурсы.
Для общего курса для всех групп, требуется:
-
создать единый онлайн-курс по данному предмету с размещением общих материалов: файлы, ссылки на литературу, задания, тесты, контрольные в соответствии со структурой данного курса для всех групп;
-
организовать на онлайн-курсе самозапись студентов по кодовому слову (например, номер группы) так, чтобы студенты соответствующей группы попадали именно в свою группу потока;
-
зарегистрировать и дать статус “преподаватель” по курсу семинаристам и лекторам, тогда каждый преподаватель сможет на данном курсе работать со своей группой студентов при проверке выполнения заданий студентами;
-
организовать и настроить на курсе модуль проведения консультаций и вебинаров для проведения вебинаров в режиме онлайн, слушатели задают вопросы в чате вебинара.
Для курсов характерных только для данной кафедры каждый такой курс создается как отдельный онлайн-курс с аналогичной организацией учебного пространства.
Особые возможности
III Организация конференции для проведения удаленных вебинаров и консультаций

Проведение семинаров и лекций для менее 100 слушателей:
BigBlueButton – интегрированнная в платформу конференция браузерного подключения. Численность подключающихся не более 100. Позволяет общаться, видеть и слышать лектора, транслировать интерактивную доску при наличии ПК, планшета или смартфона.
- На планшете и смартфоне преподаватель имеет возможности писать на доске прямо по сенсорному экрану устройства поверх презентации или демонстрации своего экрана.
- Возможны поворот экрана и растягивание интерактивной доски на весь экран - кнопка в правом нижнем углу интерактивной доски с презентацией.
- Возможна видеозапись занятия с последующим размещением материала на онлайн-курсе.
- Для проведения таких мероприятий как предзащита, также имеет возможности модерирования и предоставления прав на вещание и включение видеокамеры и микрофона другого участника в процессе конференции.
- Возможно создание подкомнат ( как ответвлений внутри исходной комнаты - комнаты групповой работы).
- Возможна работа в автосоздаваемых разных комнатах из одной точки входа при выборе режима работы "изолированные группы" - требуется разбиение студентов на группы, что удобнее сделать на этапе самозаписи студентов в автоматическом режиме (позволяет
нескольким преподавателям работать на одном учебном курсе только со своими группами курсе пересечений студентов и конфликта из-за времени работы).
Обработка сигнала в конференции происходит мощностями компьютера пользователя. Это означает, что чем меньше видео по количеству и качеству приходит от конференции пользователю, тем легче его машине это обработать. Не рекомендуем без особой необходимости включать все камеры. При необходимости видеть студента или нескольких удостоверьтесь, что их техника может работать с таким количеством включенных камер. Если Вам надо наблюдать за группой студентов, но им нет необходимости видеть друг друга - выставьте в комнате специальные блокировки, это снимет нагрузку на оборудование и интернет студентов, полная нагрузка ляжет только на Ваш компьютер. В этом случае убедитесь, что у Вас достаточное качество интернет-соединения и достаточно мощности компьютера. При нехватке качества сигнала интернет-соединения или его скачках, а также недостаточной мощности оборудования может наблюдаться запаздывание или пропадание звука от Вас или к Вам.
Это внутренний ресурс МГУ, мы в любой момент разворачиваем дополнительные серверы BBB при повышении нагрузки, сами отслеживаем багрепорты и контролируем настройки компонент серверов. (Нам нужны багрепорты от пользователей, но в момент проблемы, а не после, с конкретной ссылкой на страницу входа в комнату и подробным описанием ситуации - делаю то-то, вижу то-то со скриншотами. Багрепорт вида "у меня ничего не работает" не является описанием проблемы.)
Проведение лекций для менее 300 слушателей:
Собрание MS Teams интегрированное в платформу как элемент курса. конференцсвязи в МГУ для проведения занятий слушателям численностью до 300 человек. При настройке курса Добавлением элемента собрание
в MS Teams любой участник MS Teams МГУ (обычно ответственный по факультету) после дополнительной авторизации под своим аккаунтом в Тимс создает собрание некоторой длительности, которым могут пользоваться в роли участник все преподаватели, имеющие
аккаунт в MS Teams МГУ . Особенность - созданное таким образом собрание не отражается в календаре собраний Teams, оно видимо только в качестве ссылки из учебного курса платформы Университет без границ. В роли участник преподаватель может
пользоваться всеми возможностями такого собрания и читать лекцию для 300 человек, где студенты могут включить микрофон и камеру (большое число включенных камер может привести к подвисаниям у пользователей). Если студент не был предварительно загружен
в тимс МГУ, то он будет работать с собранием в режиме гостя, ему доступны: микрофон, камера, чат; он видит экран преподавателя при демонстрации, но ему не доступны никакие файлы собрания. С точки зрения идеологии тимс встроенная интерактивная
доска для этой конференции тоже отдельный файл, то есть, если преподавателю нужно писать, то следует писать в какой-либо программе на своем компьютере в режиме демонстрации экрана в собрании. Все файлы, которые преподаватель выкладывает студентам
должны быть файлами учебного курса и быть выложены на курсе платформы Университет без границ. Контрольные и проверочные мероприятия вроде тестирований также организуются на учебном курсе платформы Университет без границ. С точки зрения платформы,
такое собрание - дополнительная возможность проведения лекций на 300 человек встроенная в курс организованный на платформе. В отличие от конференции BigBlueButton Тимс не умеет загружать презентацию в формате pdf на интерактивную доску для экономии
машинного ресурса, здесь невозможно автоматическое создание нескольких комнат с одной точкой входа для разных групп, это скорее лекционная конференция, которая требует создания статичного мероприятия с некоторой длительностью (в BBB этого не требуется,
достаточно организовать точку входа).
Инструкции к MS Teams как отдельной возможности работы
Отдельные неинтегрированные в платформу ресурсы
- MS Teams как отдельный ресурс в который предварительно загружается список преподавателей и студентов как группа пользователей системы, для них создаются мероприятия удобных длительностей, ссылки на эти мероприятия прикрепляются
в нужную точку курса. Как результат преподавателю для запуска мероприятия будет необходимо при переходе по ссылке дополнительно авторизоваться в MS Teams и таким образом начать мероприятие. Студенты могут посещать мероприятие участниками,
им будет доступны чат, интерактивная доска, демонстрация своего видео и другие возможности Teams. Минусы - надо отдельно авторизовываться в Тимс, несколько непривычное управление конференцией, невозможно писать по презентации в самой конференции,
ресурсоемка; требует дополнительного обслуживания администратором факультета по допнастройкам для снятия нагрузки с преподавателя. Плюсы - привязка к календарю, довольно много специфических допвозможностей в от Office 365, которые по сути
дублируют возможности Moodle, но не имеют автооповещений, спецнастроек, возможностей оценивания и выгрузки; помимо возможности работать в браузере имеет приложение для скачивания в том числе под OS Linux. Однако это внешний для РФ ресурс и
он есть, пока у МГУ есть подписка на специфическую услугу Microsoft. Инструкции к MS Teams как отдельной возможности работы.
- Google Meet - очень похож на MS Teams по интерфейсу, но доступен любому человеку с гугл-почтой или корпоративной почтой МГУ, реализованной на базе гугл. В личном календаре преподаватель создает себе мероприятие, выбрав Добавить
Google Meet, в результате генерится ссылка на конференцию. Для использования ссылка добавляется к себе на свой учебный курс или куда угодно. Плюсы - это личные мероприятия преподавателя, он не зависит от факультетского администратора, манипулирующего
MS Teams; легко реализуемо любым пользователем почтового сервиса Google; интуитивно очевиден в управлении; ссылка на видеозапись такого мероприятия автоматически придет на емейл преподавателя-собственника и может быть быстро размещена преподавателем
в дальнейшем. Однако это внешний для РФ ресурс и он есть, пока у МГУ есть подписка на специфическую услугу Gmail.
Несмотря на то, что формально эти конференции заявлены как конференции, которые могут обеспечить коммуникацию для 300 слушателей, верхний предел сильно зависит от режима работы преподавателя, мощности его ПК и качества интернет-соединения (технически это характерно для любой конференции вообще). Для MS Teams предпочтительна работа в отдельном приложении.
В МГУ есть еще одна конференция - VINTEO. Это спецконференция для особых режимов работы, где можно выводить различные комбинации участников на экран, запускать встраиваемые в конференцию промо-ролики, транслировать происходящее в комнате конференции в том числе на внешние ресурсы. Рассчитана на аудиторию более 100 человек при работе в режиме трансляции. Позволяет видеть и слышать лектора, видеть интерактивную доску при наличии ПК, планшета или смартфона и писать вопросы лектору в чат. Работа в такой конференции может осуществляться только в сопровождении техперсонала. В ней проводятся такие мероприятия как Большой ученый совет МГУ, видеоконференц-связь с МКС для Фестиваля науки, трансляции для дня открытых дверей (в том числе в youtube каналы факультетов), коммуникация между вузами и тому подобные крупные мероприятия с техническим сопровождением оператора.IV Порядок действий для подключения преподавателей к порталу «Университет без границ»
Подготовка к занятию онлайн - 7 шагов преподавателя >>СМОТРЕТЬ<<
-
От факультета назначается 2-3 представителя с контактами включая е-мейл для помощи решения технических и методических вопросов (список отправляется через СЭД МГУ или на почту info@distant.msu.ru).
-
Представителем факультета подается список курсов факультета и преподавателей в формате excel-таблица 1 лист со столбцами: названия общих курсов факультета, 3 столбца ФИО преподавателя (который будет наполнять курс и зарегистрирован на distant.msu.ru как пользователь) ; актуальная электронная почта регистрации преподавателя на платформе.
shortname lastname firstname middlename email Механика Иванов Иван Иванович иванов@доменпочты.ру
-
Представители факультетов следуя инструкции помогают преподавателям организовывать загрузку учебных материалов, формируют из курсов факультета структуру соответствующую потребностям факультета.
-
Преподаватели наполняют курс материалами следуя инструкциям.
-
Студентам отправляется ссылка на созданный курс и кодовое слово для записи (создается преподавателем индивидуально).
V Порядок действий студентов для подключения к курсу
- Зарегистрироваться на платформе (без этого действия вас не смогут записать на курс)
-
Следовать рекомендациям размещенным на учебных курсах, выполнять предоставляемые задания.
Тесты и задания могут иметь сроки выполнения, это значит что их следует выполнить и загрузить свои ответы вовремя.
Для проведения консультаций будут использоваться браузерные конференции, доступные при подключении через ПК, смартфон или планшет. Конференции размещены прямо в теле курса. Во время проведения конференций может вестись видеозапись для возможности последующего
повторного просмотра (на усмотрение преподавателя).
VI Настройка курсов и работа с платформой обучающие материалы
Демонстрационный курс о платформе позволяет попробовать конференции и посмотреть некоторые элементы в режиме студента и нередактирующего преподавателя.
Перейти к текстовым методическим материалам по полной рабочей настройке курса с включенной комнатой конференций - продолжают дополняться
Видео с обучающими материалами по наполнению курса базовыми элементами: файл, задание, тест, работа с форумом, расположены на платформе «Университет без границ» по ссылке http://distant.msu.ru/moodle/ (настоятельно
просим только ознакамливаться с материалами и не нажимать кнопку создания курса, курсы должны создаваться только по заявке факультета, нам придется удалять незаявленные курсы). Доступ открывается после регистрации на платформе, записи на курс и заполнения
обязательной анкеты.