Мозг и потребности человека
В рамках авторского межфакультетского курса профессора В.А. Дубынина планируется осветить с позиций современной нейрофизиологии область биологических потребностей человека. Параллельно будет вестись разговор о воздействии гормонов на работу мозга, общих принципах функционирования нашего организма, эволюции поведения и многом другом. Большинство лекций курса посвящено конкретным биологическим потребностям. Будут рассмотрены:
•пищевая потребность (центры голода и насыщения; контроль аппетита и контроль веса; пища, как источник положительных эмоций; физиологическое значение различных компонентов пищи, их влияние на мозг и т.д.);
•исследовательская потребность (различные уровни любопытства – от рефлекса «что такое?» по Павлову до творческих процессов и юмора; роль поискового поведения; положительные эмоции, связанные с новизной, их механизмы и т.д.);
•потребность в безопасности (центры страха и тревожности; развитие стресса в мозге и на уровне целого организма; боль и врожденные оборонительные реакции; «выученные» страхи; чем полезен страх, как его можно контролировать и т.д.);
•родительская потребность (программы, определяющие взаимодействие матери и детеныша; роль гормональных факторов и запечатления образа новорожденного; материнская депрессия, нарушения детской привязанности и т.д.);
•потребность в размножении (биологический смысл полового процесса, его формы; половые феромоны; мозг, либидо и управление половым актом; физиологические факторы формирования любви, привязанности, верности и т.д.);
•потребность в подражании (двигательное подражание – «делай как»; подражание и обучение – передача информации в обход генов; подражание эмоциям, сопереживание и альтруизм; зеркальные нейроны, их функции и т.д.);
•агрессия (нападение как лучшая защита; агрессия, вызванная опасностью для жизни; агрессия и территориальное поведение; агрессия и половое поведение; материнская агрессия; агрессия и гормоны, гены агрессивности и т.д.);
•стайное поведение; становление иерархии в сообществах; стремление лидировать, подчиняться, а также представление о равенстве и справедливости в поведении животных и работе мозга;
Нервная система: от структуры к функциям
Онлайн-сопровождение Межфакультетского курса "Нервная система: от структуры к функциям" (осенний семестр 2018-2019).
Не является самостоятельным онлайн-курсом!!!
Результаты тестирования учитываются при проставлении зачета (наряду с посещением лекций).
Трудоемкость: 24 аудиторных часа (12 лекций, форма отчетности – зачет)
Время и место проведения лекций: по средам, 15:10 - 16:40, Биологический факультет МГУ, аудитория М-1
Нервная система - самая загадочная и самая сложная система нашего организма. Это миллиарды нервных клеток, которые контролируют все движения нашего тела, регулируют работу внутренних органов, обрабатывают и хранят информацию, обеспечивают взаимодействие организма с внешней средой. Нейронные сети, формирующие головной мозг человека, могут сочинять музыку, писать стихи и познавать мир, в том числе, изучать работу нервной системы. И это направление является одним из самых актуальных в современной науке.
Наши лекции познакомят слушателей с современными представлениями о строении и функционировании нервной системы. В рамках данного курса вы узнаете о строении нервной клетки, передаче сигналов от нейрона к нейрону, функциональной нейроанатомии головного мозга, локализации и асимметрии функций в коре больших полушарий, взаимодействии нервной и эндокринной систем. Кроме того, будут рассмотрены анатомия и физиология сенсорных систем, а также системы управления движениями. Особое внимание будет уделено механизмам обучения и памяти, а также таким когнитивным функциям, как восприятие, внимание, сознание, принятие решений, когнитивный контроль. В отдельной лекции будут рассмотрены физиологические механизмы регуляции состояний сна и бодрствования.
Данный курс будет интересен студентам естественнонаучных, медицинских и гуманитарных специальностей, а также всем слушателям, заинтересованным в знании основных принципов организации и работы мозга.
Ответственный за МФК: Ратманова Патриция Олеговна
Запись на МФК через личный кабинет: https://lk.msu.ru/course/view?id=1166
Нейробиология: от клетки к поведению
Онлайн-сопровождение Межфакультетского курса "Нейробиология: от клетки к поведению" (осенний семестр 2019-2020).
Не является самостоятельным онлайн-курсом!!!
Трудоемкость: 24 аудиторных часа (12 лекций, форма отчетности – зачет)
Время и место проведения лекций: по средам, 15:10 - 16:40, Биологический факультет МГУ, аудитория М-1
Последние десятилетия ознаменовались резким увеличением количества исследований в области нейробиологии. Такой повышенный интерес связан с тем, что понимание принципов работы нервной системы стало одной из актуальных потребностей для развития медицины и технологий 21 века. В данной области работают не только ученые-биологи. Широта постановки вопросов к природе требует междисциплинарных подходов и определяет необходимость участия в исследованиях представителей других наук – химиков, математиков, физиков, психологов. Тенденцией последних лет стала широкая востребованность нейробиологических данных в самых разных отраслях знаний, например, в лингвистике и экономике. Предлагаемый курс лекций позволит студентам различных факультетов МГУ познакомиться как с основами нейробиологических знаний, так и с последними достижениями в данной области. Это расширит кругозор, а, возможно, и приведет к появлению профессиональной заинтересованности в нейробиологии.
В данном курсе мы пройдем с вами весь путь от нейрона к мозгу: познакомимся со строением нервной клетки, передачей сигналов от нейрона к нейрону, структурно-функциональной организацией нервной системы, локализацией функций в коре больших полушарий. Более подробно остановимся на клеточных и молекулярных механизмах обучения и памяти, разберем физиологические механизмы регуляции состояний сна и бодрствования.
Вторая половина курса будет посвящена анализу различных форм поведения животных и человека. Мы сравним такие формы поведения как инстинкты, обучение и рассудочная деятельность. Поговорим о коммуникации животных и их способности усваивать языки-посредники. Особое внимание будет уделено современным представлениям о когнитивных способностях животных и методам их исследования как в условиях лаборатории, так и в естественной среде. В отдельной лекции мы рассмотрим влияние психотропных препаратов на поведение животных.
Данный курс будет интересен студентам естественнонаучных, медицинских и гуманитарных специальностей, а также всем слушателям, заинтересованным в знании основных принципов организации и работы мозга.
Ответственный за МФК: Ратманова Патриция Олеговна
Современная нейрофизиология: от молекул к сознанию
Онлайн-сопровождение Межфакультетского курса "Современная нейрофизиология: от молекул к сознанию" (осенний семестр 2016-2017).
Не является самостоятельным онлайн-курсом!!!
Трудоемкость: 26 аудиторных часов (13 лекций, форма отчетности – зачет)
Время и место проведения лекций: по средам, 15:10 - 16:40, Биологический факультет МГУ, аудитория М-1
Предлагаемый курс посвящен современным проблемам физиологии сенсорных систем, памяти и сознанию.
Первая лекция носит вводный характер, в которой проблема восприятия, передачи и обработки сенсорной информации, запоминания, хранения информации и вспоминания, а также современные представления о физиологических механизмах сознания рассматривается в целом. В последующих лекциях первостепенное внимание уделяется первичным, рецепторным механизмам функционирования зрения, слуха, вкуса, обоняния, боли. Будут представлены данные, касающиеся молекулярных особенностей фоторецепции (зрительный пигмент родопсин, зрительные клетки сетчатки глаза – палочки, колбочки, следующие за ними нейроны сетчатки), слуховой рецепции (механорецепторные волосковые клетки внутреннего уха), вкуса и обоняния (хеморецепторные клетки, воспринимающие молекулы вкусовых веществ и запахов), а также механизмы болевой рецепции. Далее будут подробно рассмотрены нейрофизиологические механизмы передачи и обработки сенсорной информации на всех уровнях зрительной, слуховой и хеморецепторной сенсорных систем. Будут рассмотрены механизмы управления движениями глаз, обеспечивающие такие функции, как произвольное и непроизвольное внимание. Особое внимание будет уделено современным представлениям о нейрофизиологических механизмах создания в мозгу зрительных и слуховых образов, механизмам запоминания, хранения информации в мозгу и предполагаемым механизмам извлечения информации из памяти (механизмам вспоминания). В заключительных лекциях будут рассмотрены современные представления о высших когнитивных функциях мозга – о механизмах, лежащих в основе сознания.
Значительное внимание в курсе будет уделено практическим (медицинским и технологических) аспектам, вытекающим из результатов фундаментальных исследований сенсорных систем, памяти и сознания.
Ответственный за МФК: Ратманова Патриция Олеговна
"Химия" мозга: нейромедиаторы и психотропные препараты
Не является самостоятельным курсом. Создан для прохождение тестирования слушателей курса "Химия" мозга: нейромедиаторы и психотропные препараты.
В рамках курса планируется в популярной форме рассказать о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях. Основное внимание будет уделено тем химическим веществам, с помощью которых в мозге человека передаются различные потоки информации – от органов чувств, к мышцам, в центрах памяти, эмоций и т.д. Именно эти вещества («нейромедиаторы») являются основой для создания психофармакологических препаратов, на них похожи многие яды и наркотики.
Этномикология: грибы и человечество из глубины веков до наших дней
Межфакультетский курс "Этномикология: грибы и человечество из глубины веков до наших дней" (весенний семестр 2021-2022).
Трудоемкость: 24 аудиторных часа (12 лекций, форма отчетности – зачёт)
Время и место проведения лекций: по средам, 17:00 - 18:30, дистанционно
Многочисленные упоминания грибов в мифологии и фольклоре различных народов, их изображения в живописи и скульптуре разных эпох и регионов земного шара свидетельствуют о заметном влиянии грибов на духовную жизнь и быт человека. Помимо того, что грибы у многих народов служили источником питания, лекарством и объектами ритуалов, эти в основном микроскопические организмы зачастую заметно влияли на ход истории. Ряд известных исторических событий, таких как чума в Афинах во время Пелопоннесской войны или печально известная Салемская охота на ведьм, имели причины, непосредственно связанные с грибами, хотя как современники и очевидцы, так и многие историки даже не догадывались об этом. Грибы-паразиты культурных растений, уничтожая урожай, вызывали миграции целых народов, серьезные изменения в экономике и даже массовое вымирание населения отдельных регионов. И в современном мире роль грибов продолжает оставаться значительной. Грибы являются пищевым ресурсом, ценным объектом биотехнологий, направленных на получение медицинского сырья, ферментов, красителей, пищевых продуктов и добавок, участвуют в утилизации отходов и в то же время служат источником опасных заболеваний сельскохозяйственных растений, животных и человека, а также причиной порчи материалов, разрушения построек и авиакатастроф. В рамках курса предполагается разностороннее ознакомление с ролью грибов в жизни человека от периода неолита до наших дней.
Ответственный за МФК: Воронина Елена Юрьевна