От автора практических работ

Уважаемые коллеги!

          В преподавании любого предмета учебник является основным источником информации и одним из важнейших средств организации учебной деятельности обучающихся. В последние годы «погоня» за новыми технологиями обучения ослабила роль учебника в процессе обучения. Большое количество так называемых новых  линий учебников, зачастую концептуально мало отличающихся друг от друга, также не способствовали актуализации учебных видов деятельности, в основе которых лежит использование учебника.

          Серия предлагаемых практических работ призвана акцентировать Ваше внимание на разнообразных формах работы с учебником как источником учебной информации и как средством организации работы учащихся на уроке или во внеурочное время, способствующих формированию и совершенствованию универсальных учебных умений, что есть одно ключевых требований ФГОС.

          Учебники географии линии МГУ (6 – 9 класс), изданные в 1999 году, - первые, после существующей по сей день традиционной линии, где весь курс географии основной школы соответствует единой концепции комплексного подхода к содержанию курса «Географии России», а также деятельностного, личностного и практико-ориентированного подхода в процессе обучения.

          В рабочей программе к линии авторы заявляют реализацию основных компонентов общего образования в рамках освоения курсов географии:

  • социально-личностной компоненты:

          «Подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности и, соответственно, формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности. Формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному» – индустриальному, историческому, культурологическому и т. п. пространству.

          Выработка у учащихся геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач.

          Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе, помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека.

          Развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине мира как части общей научной картины мира. Осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов.

          Понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины.

          Знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и совершенствование комплексного, географического мышления и экологически грамотного поведения – важных элементов общей культуры человека.

          Формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности. Освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах»

          Школьный курс «География России» имеет уникальное значение для развития таких качеств личности, как гражданственность и патриотизм, отражающих осознание принадлежности к своей стране, ее истории и геокультурному пространству, любовь к родине и ответственность за ее настоящее и будущее. Это важный потенциал для развития ценностно-нормативного компонента географической культуры и культурно-географической компетентности.

          Эти особенности курса актуализируют задачу формирования культурно-географической компетентности в процессе изучения этого курса. Подобная задача в теории и методике изучения курса «География России» ранее не ставилась.

          Линия учебников географии МГУ – линия, где эти задачи впервые не только поставлены, но в большой степени реализованы.

 

          Примечание:

          Практические работы № 1, 2, 3 адресованы учителям географии, выполнение которых важно для понимания принципиальных отличительных особенностей учебников линии МГУ с позиции заявленной авторами концепции. Все остальные практические работы - это формы организации учебной деятельности учащихся с непосредственным использованием учебника.

 

С уважением,

Эльвира Васильевна Ким

Последнее изменение: Среда, 16 мая 2012, 15:57