Организация и проведение обобщающих уроков-семинаров по биологии

Цель занятия: Познакомить слушателей с методическими особенностями организации и проведения обобщающих уроков-семинаров по биологии. Познакомить с возможностями использования средств ИКТ для формирования умений готовиться к семинару и успешно выступать с докладом или сообщением.

 

Ход занятия:

1. Подготовка и проведение урока-семинара

Учебные занятия могут проводиться в различной организационной форме, например, в виде урока-семинара. На семинаре учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, подготовленные по результатам исследований или углубленного изучения учебного материала под руководством учителя.

На этапе подготовки учащиеся совместно с учителем формулируют тему семинара, его цель и вопросы для обсуждения. Затем составляется примерный план проведения семинара, список необходимых источников информации и распределяются задания для самоподготовки. Самостоятельная работа по подготовке к семинару может быть как индивидуальной, так и в группах. В процессе подготовки каждый учащийся (группа учащихся) готовит свой доклад, сообщение или реферат на заданную тему, используя рекомендованные источники, а так же готовиться к обсуждению остальных вопросов, которые будут обсуждаться на семинаре.

Непосредственно в ходе семинара, сначала заслушиваются сообщения учащихся по каждому вопросу, а затем проводится их обсуждение. После проработки всех вопросов подводятся итоги семинара. Важно не только сделать выводы в отношении изученного учебного материала, но и оценить личный вклад каждого участника семинара в успешность его проведения. В зависимости от активности каждого учащегося, учитель выставляет оценки за работу.

2. Как готовиться к семинару

Подготовка к семинару начинается с изучения рекомендованных источников информации. Основным источником является, как правило, учебник. Работа с материалами учебника позволяет усвоить базовые знания, необходимые для более глубокой проработки вопросов семинара и использовать информацию, представленную в дополнительных источниках.

На следующем этапе необходимо составить план сообщения, проработать содержание дополнительных источников и отобрать материал для выступления. Затем следует приготовить конспект: написать план и тезисы выступления, имена, даты, цитаты и т.д.

Для представления сообщения следует подготовить иллюстративный материал: таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, портреты и т. п. В настоящее время удобно оформлять иллюстративный материал в виде мультимедийной презентации.

3. Как успешно выступать с докладом или сообщением

Любое выступление состоит из трех частей: вступление (обоснование заявленной темы), главная часть (основные вопросы содержания темы) и заключение (суммирование сказанного, выводы).

Во время выступления лучше не читать текст, а пересказывать его. Сначала следует поприветствовать слушателей, объявить тему своего доклада и его цель. Говорить необходимо громко и выразительно, исключая из речи слова-паразиты («вот», «типа», «как бы», «значит», «ну», «того» и т.п.). Следует следить за темпом речи (средним темпом считается 120 – 150 слов в минуту с паузами), интонацией (монотонность речи снижает интерес слушателей), дикцией (четко выговаривайте слова); мимикой (она должна быть подвижной, отражать отношение выступающего к тому, что он говорит); жестами (жестикуляция не должна быть непрерывной, однообразной — не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом); позой (правильная и удобная манера стоять поможет вам снять напряжение при выступлении  и чувствовать себя уверенно).

Последнее изменение: Воскресенье, 27 мая 2012, 14:56