Проблемы отбора содержания биологического образования основной школы в контексте новой образовательной парадигмы

Цель лекции: Познакомить слушателей курсов с основными проблемами отбора содержания биологического образования учащихся в основной школе, в связи с принятием нового государственного образовательного стандарта основного общего образования

План лекции:

1. Проблемы изменения основной образовательной парадигмы

2. Проблемы реализации ФГОС нового поколения

3. Отбор содержания биологического образования, как основа реализации ФГОС нового поколения

4. Основные выводы

 

Основное содержание:

1. Проблемы изменения основной образовательной парадигмы

История методики преподавания биологии свидетельствует, что основные проблемы обучения биологии всегда были связаны с отбором и структурой ее содержания, методами и средствами преподавания и их влиянием на воспитание и формирование личности учащегося.

Хорошо известно, что любые качественные и структурные изменения в системах образования – это, прежде всего, процессы разрушения стереотипов и создания новых. Новые идеи, чтобы достичь уровня убеждения в больших группах людей, проходят путь борьбы со старыми убеждениями. С этим мы сталкиваемся постоянно.

В педагогике было принято рассматривать ученика объектом, а учителя субъектом образовательного процесса. В настоящее время все признают, что и ученик, и учитель равноправные субъекты образовательного процесса. Следовательно, необходимо пересмотреть методические подходы к организации учебного процесса.  Но сложившиеся стереотипы очень устойчивы. Мы постоянно указываем, что основная задача учителя учить учеников.  

На самом деле (и в рамках современной парадигмы образования) все то, что стоит за фразой «учитель учит ученика», фактически является одним из первых, основополагающих мифов дидактики [4]. Учитель не «учит ученика», учитель создает более или менее оптимальные условия, благодаря которым ученик, опять-таки, более или менее успешно учится. Другими словами учитель должен иметь возможность организовать условия для освоения учеником социального опыта, определенного образовательным стандартом, следовательно, социальный опыт в регламентируемом стандартом объеме и есть объект, на который направлен метод обучения. При этом сохраняется единство объекта метода обучения для обоих действующих в рамках процесса обучения субъектов: ученика и учителя [1]. В то же время необходимо помнить, что развивает и воспитывает только та информация, которую ученик деятельно включает в собственную картину мировосприятия.

Положительно, что именно в этой парадигме построен, принятый в декабре 2010 года, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [5].  Ориентация на реализацию системно-деятельностного подхода коренным образом отличает ФГОС ООО от предыдущих государственных образовательных стандартов, строившихся на основе знаниевой парадигмы и четко определявших только объем знаний и умений, которые должны были усвоить учащиеся.

2. Проблемы реализации ФГОС нового поколения

В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

-                   формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-                   проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-                   активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-                   построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Следует отметить, что в новом стандарте, в отличие от предыдущего, введен раздел «Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования», в котором вопросам кадров, материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения уделяется первостепенное значение. Таким образом, признается, что для реализации указанных в стандарте требований должна быть создана образовательная среда.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Но это, ни в ком случае не значит, что знаниям отводится, как считают некоторые, второстепенное значение. Мы часто говорим, вслед за древними: «Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Это совершенно верно, но только не следует забывать, что чтобы факел горел необходимо горючее. Для ученика таким горючим могут быть только знания.

В принятом государственном образовательном стандарте основного общего образования определены требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, кроме прочего, указывается, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а при изучении биологии:  

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

3. Отбор содержания биологического образования, как основа реализации ФГОС нового поколения

Содержание биологического образования для основной школы тесно связано с развитием биологической науки, характеризует современный уровень ее развития, отражает в учебном предмете основы наук о живой природе. В отборе содержания биологических знаний (теорий, понятий, закономерностей, научных фактов) и определении глубины раскрытия научного материала в учебном предмете большую роль играет принцип научности в тесной взаи­мосвязи с принципом доступности [2]. Содержание каждой учебной дис­циплины учебного плана школы конкретизируется в образова­тельных программах, учебниках и учебных пособиях.

Реализовать требования, заложенные в ФГОС нового поколения возможно при условии, если  учащихся усвоят основные биологические понятия, определенную сумму знаний и умений. Но формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики требует систематизации и обобщения усвоенного материала.

В связи с этим, на наш взгляд, наиболее рациональной является структура, когда в 5-7 классах у учащихся формируются первоначальные систематизированные представления о биологических объектах, их разнообразии,  процессах, явлениях, закономерностях. В 8 классе, на базе  полученных знаний, у учащихся формируются представления об особенностях строения и процессах жизнедеятельности  организма человека, о здоровом образе жизни. Учитывая развитие современных подростков и деградацию морально-этических ценностей в современном обществе, откладывать изучение подростками своего организма, его развития, научного обоснования важности соблюдения гигиенических, морально-этических норм поведения на более поздний срок недопустимо.

В 9 классе  учащиеся уже в достаточной степени будут обладать личностными, метапредметными и предметными результатами образовательной деятельности, необходимыми для осознанного усвоения таких важных общебиологических вопросов как наследственность, изменчивость, клеточная теория, эволюция органического мира, экосистемная организация жизни, роль и место человека в биосфере и др. В соответствии с требованиями стандарта учащиеся девятого класса должны овладеть компетенциями, необходимыми для организации активной самостоятельной познавательной деятельности в учебном процессе, что является необходимым условием формирования не только осознанных знаний, но и перевода их в убеждения без которых само понятие «целостное научное мировоззрение о живой природе» будет формальным.

Утверждение, что учащимся 9 класса трудно усвоить общебиологические понятия не соответствует действительности. Анализ опыта работы по действующим в настоящее время программам биологии в 9 классе показывает, что  трудности возникают не из-за сложности  изучаемого материала, а или из-за серьезного превышения объема формируемых понятий, или, что наблюдается, к сожалению, достаточно часто, из-за неправильной организации учебного процесса. Это объясняется как недостаточной методической подготовкой учителей,  их перегрузкой, так и отсутствием материально-технического обеспечения учебного процесса.

Предложения, высказываемые некоторыми учителями и методистами, о переносе изучения раздела «Человек» в 9 класс и формирование общебиологических понятий разрозненно в различных разделах биологии считаем крайне не продуктивными. В этом случае формируемые понятия  останутся разрозненными и сформировать у учащихся целостное научное мировоззрение о живой природе будет действительно сложно. Следовательно, не будут выполнены требования государственного стандарта.

4. Основные выводы

Итак, для выполнения нового стандарта, базирующегося на системно-деятельностном подходе, необходимо будет кардинально изменить методику обучения учащихся в школе. Учителю придется работать не только с классом, но и индивидуально с каждым учеником, проводить работу не только в коллективе, но и научиться организовывать коллективную познавательную деятельность. Самостоятельная работа должна стать ведущим видом деятельности учащихся в учебном процессе. В связи с этим особое внимание необходимо будет уделять формированию универсальных учебных действий (регулятивным, познавательным, коммуникативным), без которых самостоятельная познавательная деятельность учащихся будет мало эффективной. В то же время учитывая, что использование методов обучения всегда ситуативно,  учителю в каждом конкретном случае придется решать проблему оптимального сочетания репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся. Не вызывает сомнения, что при этом в учебном процессе все большее место будут занимать проектно-исследовательская деятельность учащихся и информационно-коммуникационные технологии.

Последнее изменение: Понедельник, 28 мая 2012, 16:16