РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
В процессе знакомства с методической литературой по указанной теме, в том числе и при решении предлагаемых задач, вы можете встретиться со следующими терминами. Вспомните их значение.
Системность лексики; лексический минимум; единица отбора лексического минимума; активный, пассивный и потенциальный словарь учащихся; семантизация лексической единицы (овладение лексической единицей); организация лексического материала урока; презентация лексического материала; переводный и беспереводный способы семантизации; контекстное введение и закрепление новых слов; принцип одной трудности; сочетаемость слов; однозначное и многозначное слово; синонимы; антонимы; омонимы; аббревиатуры; морфемы слова (корень, основа, приставка, суффикс, окончание); этимологический анализ слова; дефиниция; фразеологическое единство; сочетаемость слова; этапы формирования лексического навыка; языковая интерференция; предъявление изучаемого языкового материала в оппозициях (противопоставлениях); переводное понимание; беспереводное понимание; безэквивалентая лексика.
Прежде чем приступить к решению задач, проверьте себя. Можете ли вы ответить на предлагаемые вопросы?
1. В чем состоят конкретные трудности, возникающие у иностранных учащихся при усвоении норм употребления русских слов?
2. Что такое системность лексики?
3. В чем выражается функциональный подход к отбору языкового (лексического) материала?
4. От чего зависит выбор преподавателем способа семантизации, типов упражнений, форм речевой тренировки и т.п.?
5. Что такое языковой минимум? Каковы критерии его отбора? Какими факторами определяется работа по отбору (составлению) лексических минимумов?
6. Что такое частотные словари и по какому принципу они построены? Какие еще виды словарей вам известны? Какие из них вы порекомендуете учащимся начального этапа? А продвинутого?
7. Что такое активный, пассивный и потенциальный словарь учащегося?
8. Что такое словообразовательная ценность слова? Для фор-мирования какого словаря у учащегося она особенно важна?
9. С какими трудностями связано усвоение учащимися новой лексической единицы?
10. Какие способы семантизации новых слов, вводимых в словарь учащихся, вам известны?
11. Что (какие факторы) влияет на выбор средств семантизации?
12. Как должны учитываться лексико-грамматические свойства слова при введении новой лексики?
13. Какие этапы работы над новым лексическим материалом вы можете назвать?