Описание курса "De materia medico-historica (история медицины для всех)"

Вступительное слово автора курса:

Автор и преподаватель курса:

Логинов Василий Анатольевич

Доктор медицинских наук, профессор кафедры экологической и экстремальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова



Для записи на курс нажмите на кнопку:

Расписание занятий:

Курс проводится 2 раза в год дистанционно.


О курсе

Программа ставит целью формирование у слушателей представлений об истории, закономерностях и логике развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
Курс разделен на несколько блоков. В лекционный раздел включены две части — «Медицина Древнего Мира» и «Становление современной медицины», в которых дается обобщенный исторический взгляд на развитие мировой медицины с древнейших времен до начала XX века, а также дается аналитическая оценка формирования современных представлений о здоровье человека. Особое внимание уделяется развитию медицинских наук в Российских университетах. Отдельный блок составляют тематические самостоятельные задания для учащихся, логично продолжающие тематику лекций.


Формат

Форма обучения: заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задании – семинар.

В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 


Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.


Программа курса

I. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Введение. Роль медицины в мировом историко-культурном процессе. Методы истории медицины. Периодизация и хронология. Становление истории медицины как учебной дисциплины.
Тема 2. Медицин Древней Месопотамии. Первые эмблемы медицины. История Международного Общества Красного Креста.
Тема 3. Медицина Древнего Египта. История бальзамических методов в медицине. Знаменитые мумии.
Тема 4. Древнекитайское искусство врачевания. Трактат Желтого императора. У истоков иглоукалывания и рефлексотерапии.
Тема 5. Древнеиндийская медицина. История и трактаты Аюрведы. Хирургия Древней Индии.
Чарака самхита и Сушрута самхита. Зарождение пластической хирургии.
Тема 6. Общая характеристика медицины в Древней Греции. Храмовое и светское врачевания. Мифология и медицина. Боги и герои медицины. Персоналии и школы древнегреческой медицины. Периодизация и хронология. Значение гиппократовой медицины. Клятва Гиппократа.
Тема 7. Медицина в Древнем Риме. Имперская и республиканская медицины. Значение работ Галена для развития медицины.
Тема 8. Византийская медицина. Святые целители – покровители медицины. История Юстиниановой чумы.
Тема 9. Арабская медицина. История больничного дела. Личности и персоналии. Легенды и реалии Авиценны.
II. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
Тема 10. Средневековая европейская медицина (V-XV века). Схоластические методы в
медицине. Зарождение университетского медицинского образования.
Тема 11. Медицина в Западной Европе (XV-XVII века). Специализация в медицинских методах. Оформление хирургии как науки. Персоналии западноевропейской медицины XV-XVII веков. Значение для формирования культурного облика современного врача.
Тема 12. Медицина в Московии вплоть до XVIII века. Иоанн Грозный и врачи. История Аптекарского приказа и госпитальных школ. Петр Первый как реформатор организации здравоохранения.
Тема 13. Основные европейские медицинские школы. Влияние на становление современных
врачей. Медицинские школы в России (XVIII – XX вв.).
Тема 14. История методов обследования пациентов с древнейших времен до наших дней.
Тема 15. Заключение. Медицина в Московском университете (XVIII - XXI века). Итоги и перспективы. Современные технологии в медицине. Будущее медицинских наук.

Результаты обучения

Знания
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
1)самостоятельно анализировать историко-медицинскую научную литературу;
2)анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития медицины и сестринского дела от истоков до современности;
3)понимать специфику медицины как социального института, находящегося в постоянном взаимодействии со всеми общественными структурами (политическими, экономическими, религиозными, научно-практическими и т.д.);
4)грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины и сестринского дела;
5)использовать в своей профессиональной деятельности, общении с коллегами и пациентами знания по истории медицины и сестринского дела, медицинского образования и медицинской этики, приобретенные в процессе обучения;
6)понимать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
7)в своей профессиональной деятельности достойно следовать высоким моральным требованиям, предъявляемым к медицинской профессии и врачебному долгу, идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.
Умения
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
1)самостоятельно анализировать историко-медицинскую научную литературу;
2)анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития медицины и сестринского дела от истоков до современности;
3)понимать специфику медицины как социального института, находящегося в постоянном взаимодействии со всеми общественными структурами (политическими, экономическими, религиозными, научно-практическими и т.д.);
4)грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины и сестринского дела;
5)использовать в своей профессиональной деятельности, общении с коллегами и пациентами знания по истории медицины и сестринского дела, медицинского образования и медицинской этики, приобретенные в процессе обучения;
6)понимать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
7)в своей профессиональной деятельности достойно следовать высоким моральным требованиям, предъявляемым к медицинской профессии и врачебному долгу, идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Направление подготовки

  • Фундаментальная информатика и информационные технологии


Дополнительная информация

Сертификация:

Для получения сертификата необходимо успешно пройти курс, выполнив предложенные для проверки знаний задания и тесты, а по окончании пройти дистанционно итоговую аттестацию. Стоимость аттестации 2800 рублей. При успешном окончании слушатель получает электронный сертификат (при запросе бумажный).


Контактная информация:

Почтовый адрес:

119991, Москва, Ломоносовский пр. д.27 к. 1, комната Г-729

Тел.: +7(495)938-21-39; Факс: +7(495)939-22-46

E-mail: support@distant.msu.ru;

Web-сайт: http://distant.msu.ru/

Последнее изменение: Вторник, 26 марта 2024, 13:59