Описание курса "Педагогика и психология высшей школы"

Вступительное слово автора:

Авторы и преподаватели курса:

Попова Людмила Владимировна
Доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова

Лихачева Елена Юрьевна
Кандидат психологических наук, научный сотрудник  музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова

Курс проводится на площадке OpenEdu.ru, а итоговая аттестация - на площадке distant.msu.ru

Для записи на курс нажмите на кнопку:

 


Расписание занятий:

Курс проводится 2 раза в год дистанционно.


О курсе:

Цель курса «Педагогика и психология высшей школы» - теоретическая и практическая подготовка слушателей к преподавательской деятельности в высшей школе.
Курс посвящен изучению современных педагогических технологий и сравнительному анализу использования различных форм и методов обучения студентов  по естественнонаучным направлениям подготовки. Курс направлен на формирование коммуникативной культуры будущих преподавателей вуза и учит разрабатывать методическое обеспечение для любого учебного курса. Особенность курса – практическое использование учебно-методических материалов.
Если Вы хотите глубже познакомиться с историей становления и развития высшего образования в России, научиться понимать и направлять мотивацию студентов, удерживать их внимание на занятии, находить взаимопонимание со студентами, а также использовать современные педагогические приемы при чтении лекций и проведении семинарских занятий, то присоединяйтесь к нашему курсу! 

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).

Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задание – творческой работе, их в курсе будет три.


Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.

Программа курса

Введение.
Педагогика  и психология как научные дисциплины. Особенности Болонского процесса: многоступенчатость, кредитная система, мобильность студентов, интерактивные формы обучения.
 
Раздел 1.Нормативно-правовые основы высшего образования в России
Тема 1. История высшего профессионального образования в России
Развитие высшего образования в России. Первые университеты и направления подготовки студентов. Московский государственный университет (год основания 1755) – становление и развитие. Санкт-Петербургский университет. Казанский (Поволжский) федеральный университет (год основания 1804). Образование женщин в России. Первые негосударственные университеты. Вторая половина ХХ века – смена технократической парадигмы в образовании на гуманистическую. Возникновение новых направлений в высшем профессиональном обраовании. 
Тема 2. Нормативные документы, регламентирующие высшее образование в Российской Федерации
Управление образованием в ХХ веке в нашей стране: государственные органы и основные нормативные документы. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования трех поколений (середина 1990-х гг., 2000 г., 2010 г.): специфика и различия. Характеристика ФГОС высшего образования третьего поколения (2009-2010 гг.), ФГОС 3+ и ФГОС 3++. 
Раздел 2. Психологические основы высшего образования
Тема 3. Деятельность и познавательные процессы
Характеристика, мотивы и предмет деятельности. 
Общие сведения о познавательных процессах: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Особенности восприятия. Виды  и свойства внимания. Характеристика видов памяти. Факторы, влияющие на сохранение информации. Принципы успешного запоминания. Характеристика мышления как познавательного процесса. Операции мышления: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация. Формы и свойства мышления. 
Вклад Выгодского Л.С., Леонтьева А.Н., Давыдова В.В., Гальперина П.Я.  и Эльконина Д.Б. в теорию деятельности и изучение познавательных процессов. 
Тема 4. Психология личности
Личность – индивид – индивидуальность. Личность в психологии, философии, этике, юриспруденции, медицине. Подходы к пониманию личности: психодинамический, гуманистический, поведенческий. Анализ понятия «темперамент». Проблема оценки и измерения темперамента.. Связь темперамента с деятельностью человека. Определение понятия характера. Связь черт характера с волевой и эмоциональной сферами, и интеллектом человека. Проблема коррекции характера.
Тема 5. Мотивация и учебный процесс
Мотивация как побудительная основа психической жизни человека. Мотивация внешняя и внутренняя. Мотив, его задача и функции. Основные характеристики потребностей. Иерархия потребностей Маслоу. Ошибки в понимании теории Абрахама Маслоу. Оптимум мотивации (законы Йеркса – Додсона).
Психология труда и менеджмента. Стэндфордский зефирный эксперимент (1960-1970 гг.). Теории мотивации: индивидуальная психология (Альфред Адлер), гуманистический психоанализ (Эрих Фромм), теория поля (Курт Левин), теория когнитивного диссонанса (Леон Фестингер), теория справедливости (Джон Стейси Адамс), теория выученной беспомощности ( Мартин Селигман) и др. 
Раздел 3. Педагогические основы высшего образования
Тема 6. Дидактика высшей школы: закономерности, принципы, цели и содержание образования
Объект и предмет педагогики.  Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогика в системе наук о человеке. Ян Амос Коменский (1592 – 1670) и его труд «Великая дидактика, универсальное искусство обучения всех и всему» (1657 г.). Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах. Категории педагогики: обучение, воспитание, образование, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогический процесс. Общие закономерности педагогического процесса. Принципы обучения (научности, наглядности, доступности, систематичности и др.). 
Понятие «содержание профессионального образования». Структура и модульность программ бакалавриата и магистратуры. Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов.
Тема 7. Методы и средства обучения в вузе
Формы  организации обучения: формальные и неформальные (дополнительные),  индивидуальные, групповые, взаимного обучения, дифференцированного обучения по способностям учащихся, бригадное обучение. Традиционные формы обучения в вузе: лекция, семинар, практическая работа. Классификация методов обучения по источнику получения знаний – наглядные, практические, словесные, работа с книгой и видеометод. Характеристика, сущность и содержание методов обучения.  Выбор методов.
Средства обучения как носители учебной информации и инструменты деятельности педагога и обучающихся. Средства общения: речевые и неречевые. Культура речи педагога. 
Раздел 4. Формы и методы организации учебного процесса в высшей школе
Тема 8. Подготовка лекции и семинара в высшей школе
Лекция как форма образовательного процесса.  Требования к лекции, функции лекции. Виды лекций. Структура лекции. Подготовка к лекции, особенности чтения лекции. Критерии оценки качества лекции. Семинар как форма образовательного процесса. Задачи и возможности семинара. Виды семинаров: дискуссия, конференция, беседа, мозговой штурм, круглый стол, деловые и ролевые игры и др. Приемы активизации работы студентов на семинарских занятиях. Подготовка преподавателя к семинару. Критерии оценки семинарского занятия.
Тема 9. Контроль знаний в высшей школе  
Функции педагогического контроля: диагностическая, обучающая, воспитательная. Формы осуществления текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Правила разработки тестовых заданий (открытого и закрытого типов, на установление соответствия и др.). Критерии оценки устного ответа, реферата, выполнения практической работы. Инновационные оценочные средства: модульно-рейтинговая система, стандартизированный тест с творческим заданием, кейс-метод, портфолио, деловая игра. 
Тема 10. Организация самостоятельной работы студентов
Задачи самостоятельной работы. Виды самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная работа. Самостоятельная работа на лекции: опорный конспект, решение учебных задач, фрагменты лекций. Формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Условия эффективной самостоятельной работы. Уровни самостоятельной работы студентов: репродуктивный, реконструктивный, творческий. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Правила рациональной организации умственной работы.
Раздел 5. Современные педагогические технологии
Тема 11. Технологии модульного и проблемного обучения
Педагогическое проектирование и его объекты: педагогические системы, педагогический процесс и педагогические ситуации. Технологии обучения. Требования к современным педагогическим технологиям. Классификация образовательных технологий – обучение: проблемное, программированное, развивающее, проектное, модульное, интерактивное (активные методы), электронное. Понятие «обучающий модуль». Цель и принципы модульного обучения. Компетентностный подход. Особенности формирования компетенций. 
Основные функции и признаки проблемного обучения. Виды и уровни проблемного обучения. Организация проблемного обучения. Технология кейс-метода. Структура и принципы построения кейса. Особенности реализации кейс-стадии в группе.
Тема 12. Активное обучение и электронное обучение
Активные методы обучения (АМО): дискуссионные, игровые, тренинговые. Игра как инструмент обучения. Обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые и организационно-деятельностные), технологическая структура деловой игры: подготовка, проведение и анализ результатов игры. Конструирование игры.
Дистанционные технологии и электронное обучение. История развития дистанционных технологий. Проблемы дистанционного образования. Coursera - образовательная платформа онлайн-курсов для каждого. Принципы обучения. Разделы программ. Российские вузы и их программы на  сайте www.coursera.org.  Национальная платформа «Открытое образование» (действует с сентября 2015 года) на основе платформы EDX. Принципы обучения и программы.


Результаты обучения

Знать:
          • современную структуру системы образования в России и за рубежом;
          • нормативно-правовые документы, регламентирующие высшее образовании в Российской Федерации (Закон об образовании, ФГОС ВО);
          • психологические основы организации познавательной деятельности: восприятие, внимание, память, мышление, речь;
          • психологические особенности личности: темперамент, характер, способности;
          • основы педагогики высшей школы: закономерности, принципы, цели и содержание образования;
          • формы и методы организации учебного процесса в высшей школе.
Владеть:
            • навыками осуществления отбора и использования оптимальных методов и средств преподавания;
            • методами разработки лекционных,  семинарских  и практических занятий;
            • методами создания оценочных средств контроля учебной деятельности студентов. 

Уметь:
          • использовать Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для разработки Основной образовательной программы (ООП) на уровне вуза;
          • разрабатывать технологию проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования (в рамках дисциплины, модуля дисциплин, учебного плана);
          • осуществлять взаимодействие со студенческой аудиторией. 


Направление подготовки:

      • Математика и механика
      • Компьютерные и информационные науки
      • Физика и астрономия
      • Химические науки
      • Науки о Земле
      • Биологические науки

Дополнительная информация:

Сертификация:

Для получения сертификата необходимо успешно пройти курс, выполнив предложенные для проверки знаний задания и тесты, а по окончании пройти дистанционно итоговую аттестацию. Стоимость аттестации 2800 рублей. При успешном окончании слушатель получает электронный сертификат (при запросе бумажный оплачивается отдельно).


Контактная информация:

Почтовый адрес:

119991, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 к. 1, комната Г-729

Тел.: +7(495)938-21-39; Факс: +7(495)939-22-46

E-mail: support@distant.msu.ru;

Web-сайт: http://distant.msu.ru/

Последнее изменение: Понедельник, 23 января 2023, 16:55