Описание курса "Жизнь искусства после «смерти бога»: философские основания современного искусства"

Вступительное слово автора:

Авторы и преподаватели курса:

Полякова Светлана Викторовна
Кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Курс проводится на площадке OpenEdu.ru, а итоговая аттестация - на площадке distant.msu.ru

Для записи на курс нажмите на кнопку:

 


Расписание занятий:

Курс проводится 2 раза в год.


О курсе

В 2015 году «Черному квадрату» К. Малевича исполнилось 100 лет, а мы по-прежнему называем его «современным искусством». Почему мы все еще остаемся современниками «Черного квадрата»? Что именно делает искусство современным? 
Чем отличается современное искусство от актуального? Насколько актуальное искусство сегодня актуально, и насколько оно вообще искусство? 
Как провозглашенная Ницше «смерть Бога» связана со становлением неклассической культуры? Как преломляется в культуре тема «закрытия метафизики»?
Какие концептуальные сдвиги и концептуальные персонажи привели к рождению искусства модерна и постмодерна? 
Какие философские идеи лежат в основании классического, неклассического и постнеклассического искусства? 
Как научиться «читать» современное искусство?
Поискам ответов на эти и многие другие вопросы и будет посвящен предлагаемый спецкурс


Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).

Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задание - творческой работе. 


Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.

Программа курса

Тема 1.   Введение: как искусство стало современным
Случай с картиной Репина: спор старого и нового искусства. 
Современное искусство – все еще искусство? Картография концептуального поля: авангард, модерн/модернизм, постмодерн /постмодернизм, ситуация постмодерна, метамодернизм. Где мы сейчас? Что делает вещь искусством? Понятие мимесиса в античной философии и принципы классического искусства. Всегда ли искусство было подражательным?  Кризис репрезентации и рождение абстрактного искусства. Эссенциалистские и неэссенциалистские теории искусства. От реди-мейда (М.Дюшан) к институциональной теории (Дж. Дикки и А. Данто).  Понятия “арт-мира” и «конца искусства» А.Данто.

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендованной литературы.
Тестирование
 

Тема 2.  Искусство после «смерти бога»
Пресловутый 1913 год. Идейные предтечи неклассики. Что такое концепт? Что означают слова Ницше: «Бог мертв»?  Интерпретация ницшеанского концепта М. Хайдеггером.  Кто еще умирает в культуре ХХ веке? Смерть Большого Стиля /В. Вейдле. От смерти бога к смерти автора /М. Фуко, Р. Барт/. Смерть Читателя. Концепт «открытого произведения» У. Эко.  

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы. 
Тестирование

Тема 3.  Русский авангард как новая онтология (2 лекции)
Модернизм и авангард в искусстве. Русский символизм и русская религиозная философия. 
Лучизм как первое движение к абстракции. Что же все-таки означает «Черный квадрат» Малевича? Супрематизм как выход за “нуль” форм. 
Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы
Тестирование

Тема 4. Траектории абстрактного искусства
Влияние антропософии Р. Штайнера на искусство авангарда. Теория беспредметного искусства Василия Кандинского. Аналитический метод П. Филонова как предчувствие Делеза. 
Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы
Тестирование

Тема 5.   Западный авангард: страсть к реальному. Основные подходы к изучению современного искусства
Пути европейской абстракции.  От кубизма к неопластицизму: геометрическая абстракция в прочтении П. Мондриана.  Программа «Де Стейл».  «Решетки» Р. Краусс. Психоанализ и его влияние на искусство (дадаизм, сюрреализм). Искусство как сновидение.  Основные подходы к изучению искусства в современных теориях искусства.

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы.
Тестирование.

Тема 6. Второй авангард. От абстрактного экспрессионизма к минимализму и поп-арту
Non-objective art и его американские наследники. Абстрактный экспрессионизм и минимализм как реакция на психоанализ и европейский авангард. Джексон Поллок: факторы, повлиявшие на становление «лучшего художника своего времени». Концепция авангарда К. Гринберга. От «смерти бога» к «смерти субъекта» (М. Фуко). Концепт «смерти автора» (Р. Барт) и соответствующие им художественные практики. Э. Уорхолл: искусство продавать. Рождение минимализма.

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы. Тестирование

Тема 7.  Искусство в эпоху технической воспроизводимости. Концепты В. Беньямина и самые громкие споры о новом искусстве.  
Как изменяется режим восприятия произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости?  Спор Беньямина и Адорно об ауратичном и освобождающем искусстве. Распад ауры. Аура и в самом деле распалась? Эстетизация политики и политизация искусства. «Век поэтов». «Фуга смерти» П. Целана. Г.Маркузе об аффирмативном характере культуры. М.Хайдеггер и М.Шапиро: спор о природе искусства. Башмаки Ван Гога как мем. Так что такое авангард в искусстве? Теории авангарда в поисках общего знаменателя (К. Гринберг, Г. Розенберг, Р. Краусс)

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы. Тестирование

Тема 8.  Концептуализм: искусство как идея
«Искусство после философии» Дж. Кошут. Американский лингвистический и русский романтический концептуализм. Влияние философии языка Л. Витгенштейна на возникновение американского концептуализма. Искусство после философии (Дж.Кошут, Сол Левит). Московский романтический концептуализм и неофициальное искусство 60-х-70-х XX века.  Концепты и концептуальные персонажи московского концептуализма. Концептуализм и соц-арт. Как концепт становится художественным жестом: типология. Существует ли неконцептуальное современное искусство?

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы. 
Творческое задание

Тема 9.  От институциональной теории искусства к критике институции. Конец искусства?
 Почему искусство выходит из музея?  Концепт «белого куба» Б. О’Догерти. От реди-мейда (М.Дюшан) к институциональной теории (Дж. Дикки и А. Данто).  Понятия “арт-мира” и «конца искусства» А.Данто.  Критика принципа “избирательности” музея.   Что такое медиум в искусстве? Теория конца медиум–специфичности искусства модерна. «Приговор орла» М. Бротарса как начало постмодернисткой институциональной критики.   Критика теории постмедиального состояния современного искусства (Р. Краусс). Концепция “общества спектакля” Ги Дебора.  Музей как проводник рекуперации искусства.  Первые ласточки неинституционального искусства. Land-art. Site-specific art. Street-art. Net-art. Концепт «не-место» в американском и континентальном искусстве

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы.
Творческое задание

Тема 10. От эстетики объекта к эстетике отношений. Перформанс между эстетическим и этическим 
«Эстетика отношений» Н. Буррио. Перформативный поворот в современной культуре. Художники - пионеры перформанса (Вали Экспорт, Марина Абрамович, “Коллективные действия” Андрея Монастырского). Перформанс повсюду.  Понятие перформативного поворота. Политический vs художественный акционизм. Структура перформанса. Рекуперация перформанса (Case арт-группы «Pussy-Riot») и институализация политического искусства.  Постопераистские теории о кризисе перформанса в ситуации постфордистского капитализма
Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы. Тестирование.

Тема 10. Когда молчащие голоса обретают голос: проблемы постколониального мира в призме современного искусства
Понятие дискурса М. Фуко. Привилегированные дискурсы и маргинальность как социальная конструкция. Критика фаллологоцентризма и феминность в современном искусстве. Постколониальные исследования как попытка выйти за рамки европоцентризма. Проблемы постколониального мира через призму кураторских практик. Пересматривая “Магов земли” (1989). Трансисторический подход к кураторству Ж.-Ю.Мартена: мультикультурализм в современном искусстве.

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы.
 Подготовка итогового эссе.


Результаты обучения

По итогам обучения слушатели курса должны:

  • знать определения понятий и формулировки теорем по программе курса;
  • овладеть навыками решения задач;
  • уметь доказывать теоремы, ориентироваться в логической структуре курса, уметь пользоваться алгоритмами.

Направление подготовки:



Дополнительная информация:

Сертификация:

Для получения сертификата необходимо успешно пройти курс, выполнив предложенные для проверки знаний задания и тесты, а по окончании пройти дистанционно итоговую аттестацию. Стоимость аттестации 2800 рублей. При успешном окончании слушатель получает электронный сертификат (при запросе бумажный оплачивается отдельно).


Контактная информация:

Почтовый адрес:

119991, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 к. 1, комната Г-729

Тел.: +7(495)938-21-39; Факс: +7(495)939-22-46

E-mail: support@distant.msu.ru;

Web-сайт: http://distant.msu.ru/

Последнее изменение: Вторник, 7 февраля 2023, 00:40