Изучение темы «Человек и окружающая среда» на примере линии УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 9 класса (общий уровень, 350 (280) часов в основной школе)

 

План лекции

  1. Место темы в курсе биологии основной школы.
  2. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем.
  3. Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении темы.
  4. Трудные вопросы курса.
  5. Примеры заданий для учебной деятельности.
  6. Примерное поурочное планирование.

 

1.                Место темы в курсе биологии основной школы

Тема изучается в 9 классе  в качестве завершающего раздела курса биологии основной школы. На изучение всего раздела отводиться 3 часа. В учебнике теме посвящено 2 параграфа (стр. 295-302), в конце каждого параграфа  приведены контрольные вопросы для проверки знаний, интернет ссылки по теме и указания  на задания, размещенные на диске (работа с компьютером).

К моменту начала изучения данной темы учащиеся знакомы с многообразием живых организмов на планете, средами обитания живых организмов, понятием экосистема,  влиянием преобразующей деятельности человека на природные объекты, а также с вопросами места человека в системе органического мира,  строением  и жизнедеятельностью человека. Таким образом, раздел «Человек и окружающая среда» является логическим обобщающим завершением курса биологии, показывающим место и роль человека в биосфере и  совместную эволюцию в ноосферу – сферу разума.

2.                Анализ целей и задач, стоящих перед учителем

2.1.         Цели

№ п/п

Цель

Элементы и понятия темы

1

Понимание учащимися смысла понятий

Природная и социальная среда, биосоциальная сущность человека, стресс и адаптация к нему организма человека, биосфера, границы биосферы, агроценозы, ноосфера.

2

Понимание учащимися взаимосвязи между понятиями

 Человек – условия окружающей среды, человек – общество, условия возникновения стресса – стресс – адаптационные реакции, верхняя граница биосферы – озоновый экран, нижняя граница биосферы – наличие живых организмов, агроценозы – распашка степей, вырубка лесов и потребление водных ресурсов, биосфера – ноосфера.

 

2.2.         Задачи

№ п/п

Задача

Элементы и понятия темы

1

Знакомство учащихся с методами исследования объектов и явлений:

а) теоретические методы

 

 б) экспериментальные методы

 

 

Сравнение и классификация объектов, выявление проблем и предложение способов их решения, анализ информации и синтез знаний

 

Освоение приемов снятия эмоционального напряжения

2

Формирование умений:

а) теоретические

 

 

б) экспериментальные

 

Соблюдать санитарно-гигиенические требования, аргументировать необходимость борьбы со стрессами и вредными привычками, объяснять место и роль человека в биосфере.

 

Практическая работа: анализ причин стресса

 

 

 

3.     Анализ универсальных учебных действий, формируемых у учащихся при изучении темы

№ п/п

УУД

Примеры из данной темы курса

1

Личностные

Владение основами здорового образа жизни и правилами поведения в обществе, формирование экологического мышления

2

Регулятивные

Организовывать, планировать и корректировать свою учебную деятельность, объективно оценивать действия товарищей, адекватно относиться к окружающей природной среде

3

Познавательные

 

 

Доказательство того, что человек является биосоциальным видом, факторы устойчивости биосферы, выявление причин экологических проблем и нахождение путей их решения

4

Коммуникативные

 

 

Аргументировать и доказывать преимущества здорового образа жизни, делать сообщения по проблемам окружающей среды  и вести дискуссию

 

4.     Трудные вопросы курса

Внимание!

Наиболее сложными для учащихся вопросами по данной теме является правильная формулировка термина «биосфера» по В.И. Вернадскому, обоснование границ биосферы и  понимание взаимосвязи понятий биосфера –  ноосфера.

Учение о биосфере и ноосфере создал выдающийся российский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). Для учения о биосфере это означает, что он дал определение понятию «биосфера», установил границы биосферы, выделил компоненты биосферы (живой, неживой и биокосный) и охарактеризовал функции биосферы.

В буквальном смысле слово «биосфера» означает сферу жизни. Термин «биосфера» впервые был введен в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831 – 1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности "пространство жизни", "картина природы", "живая оболочка Земли" и т.п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями. Однако введение термина не означало создания учения. Подтверждением этого являются слова самого Э. Зюсса. Так в своей книге "Лик Земли", опубликованной спустя почти тридцать лет после введения термина (1909 г.), он не замечал обратного воздействия биосферы и взаимосвязи внутри нее и определял ее только как "совокупность организмов, ограниченную в пространстве и во времени и обитающую на поверхности Земли".

В.И. Вернадский определил биосферу – как внешнюю оболочку Земли населенную живыми организмами и преобразованную ими. В современном понимании «биосфера» – своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Таким образом, биосфера – это оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой в настоящем, прошлом и будущем обусловлены деятельностью живых организмов.

В 1920-х годах В.И. Вернадский работал в Сорбоне (университет в Париже) и  вел научный семинар по биосфере, на котором излагал и обсуждал основные положения созданного им учения о биосфере. Этот семинар посещали многие ученые, жившие в те годы в Париже.  Под влиянием его идей в 1927 году два французских философа Эдуард Леруа и Пьер Терьяр де Шарден предложили понятие «ноосфера» или сфера разума. В последующие годы В.И. Вернадский развил это понятие в учение о ноосфере.

Ноосфера (по В.И. Вернадскому)это такое состояние, такой этап в истории нашей планеты, на котором научное познание, а не стихийные силы и не темные страсти будут направлять развитие.

К предпосылкам перехода биосферы в ноосферу В.И. Вернадский относил следующие условия:

1. человечество должно быть единым целым,

2. преобразованы средства связи и обмена (единое информационное пространство),

3. открыты новые источники энергии,

4. поднято благосостояние народных масс,

5. равенство всех людей,

6. войны должны быть исключены из жизни общества.

Эти условия все одновременно труднодостижимы, хотя за последнее столетие многое в обществе изменилось. Одним из достижений на пути к ноосфере можно считать стремление международного сообщества вступить на путь устойчивого развития. Термин «устойчивое развитие» был введен комиссией под руководством Г.Х.  Брундтланд, опубликовавшей в 1987 году доклад «Наше общее будущее». «Устойчивое развитие» (sustainable development) определяется как модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений. К главным аспектам устойчивости комиссия отнесла:

 - доступность пищевых, водных, минеральных, энергетических и других ресурсов;

- здоровую окружающую среду;

- устойчивость биосферы и сохранение биологического разнообразия.

 

Материал для урока

Биосфера включает как область жизни организмов, так и большую часть атмосферы, и толщу горных пород, изменившихся под действием живых организмов. Следовательно, биосфера охватывает  нижние слои атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы (рис. 1). Граница биосферы в атмосфере проходит на высоте озонового экрана, так выше него жесткое ультрафиолетовое  изучение  губительно  действует  на  все  живое.

Рис. 1. Границы биосферы (по Г.В. Войткевичу и В.А. Вронскому)

sc.nios.ru

Гидросфера полностью включается в биосферу, так как везде где есть вода – встречается жизнь. Граница биосферы в литосфере определяется встречаемостью живых организмов, так микроорганизмы могут обитать на глубине  3 км, а  иногда  и 5 км. Распространение организмов вглубь Земли ограничивает высокая температура и давление.

Живое вещество по В.И. Вернадскому – это совокупность всех живых организмов. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество.

Неживой компонент или косное вещество – это минералы, горные породы и т.д. Граница между живыми и неживыми объектами очевидна. Однако в биосфере можно выделить множество естественных тел, которые состоят одновременно из живого и косного вещества. Таковы, например, почвы и  илы (речной, озерный, болотный и др.). Их можно отнести к биокосному веществу и определить как вещества, созданные живыми организмами из косного вещества (неживых объектов),  свойства которого определяются постоянной жизнедеятельностью живых организмов (например, плодородие почвы).

Особенность БИОСФЕРЫ – биотический круговорот веществ, который определяет устойчивость биосферы. Так, чем больше звеньев в круговороте веществ и больше организмов, функционально дублирующих друг друга, тем полнее круговорот и соответственно более устойчива биосфера. Ниже на рисунке 2 приведена схема биотического круговорота веществ в биосфере, которую рекомендуется разобрать подробно с учащимися.

 

Рис. 2. Круговорот веществ в природе (dic.academic.ru).

 

В.И. Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждал, что под действием новой геологической силы, научной мысли человечества наблюдается переход биосферы в новое состояние – в ноосферу (сфера знаний от греческого noos – ум, разум; англ. - knows – знание).

 

5.                Примеры заданий для учебной деятельности

К каждому параграфу в учебнике приведен очень подробный список ключевых вопросов, часть из которых можно разобрать в классе на занятии, а частично самостоятельно дома. Выбор вопросов  остается на усмотрение учителя.

Вопросы по теме «Природная и социальная среда обитания»

1. Какие преимущества имеет человек по сравнению с другими живыми организмами?

2. Почему в процессе эволюции человек перестал полностью зависеть от условий окружающей среды?

3. Опишите компоненты природной среды, в которой вы живёте.

4. Что такое социальная среда?

5. Дайте определение понятия «стресс».

6. Какие стадии выделяют в стрессовой реакции?

7. Что может стать причиной стресса?

8. Какие отрицательные и положительные последствия может иметь для человека стресс?

9. Какие приёмы снятия эмоционального напряжения вам известны?        

Все перечисленные выше вопросы предусматривают развернутые устные ответы и коллективное их обсуждение. Также можно предложить учащимся выполнить  индивидуальную практическую работу «Анализ причин стресса» в виде заполнения Таблицы 1 с последующим ее обсуждением.

 

 

Таблица 1.

Анализ причин стресса

 Причина стресса

(что приводит к стрессу и при каких условиях)

Что происходит при этом с человеком

Каким образом можно снизить последствия негативного стресса

1.

 

 

 

 

Вопросы по теме «Биосфера и человек. Ноосфера»

1. Что такое биосфера? Каковы её границы?

2. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы?

3. Чем опасно загрязнение пресных вод и вод Мирового океана?

4. Как состояние биосферы сказывается на состоянии здоровья человечества?

5. Объясните, почему охрану окружающей среды называют общим делом всего человечества.

6. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение или презентацию на тему «Пути решения экологических проблем».

7. Какие экологические проблемы существуют в регионе, где вы живёте? Предложите возможные пути решения этих экологических проблем.

8. Охарактеризуйте понятие «ноосфера».

Учащимся можно дать задание о подготовке кратких сообщений или же развернутых докладов по глобальным и локальным экологическим проблемам, подчеркнув, что необходимо представить пути решения этих проблем. Дополнительный урок можно полностью посвятить подробному изучению одной из проблем, например, парниковому эффекту, истощению озонового слоя Земли, кислотным осадкам и т.д. Рассматривать экологические проблемы рекомендуется по следующей схеме: причины возникновения проблемы (источник выброса загрязняющих веществ, конкретное вещество) – негативные последствия проблемы – что уже сделано, и что еще необходимо сделать для решения данной проблемы.

 

6.     Примерное поурочное планирование

Сокращения:

ИНМ – изучение нового материала,

ФУ – формирование умений,

С – систематизация,

П – повторение,

З – закрепление,

К – контроль,

КУ – комбинированный урок,

РЗ – урок решения задач,

ЛР – выполнение лабораторных работ.

Урок

Ведущая дидактическая роль

Тип урока

Тема, основное содержание урока

(будет использоваться иллюстративный материал УМК)

Материалы учебника, сборника задач

1

ИНМ

КУ

Природная и социальная среда обитания

Стр.  -8

2

ИНМ

КУ

Биосфера и человек. Ноосфера

Стр. 299-302

3

ФУ

К,З

Человек и окружающая среда

Стр.9-13

 

Последнее изменение: Суббота, 5 мая 2012, 09:50