"Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках" (утвержденное в 1834 г. Императором Николаем I)

Уважаемые коллеги!

На нескольких семинарах мы обсуждали проблему качества образования, в том числе и оценки результатов обучения.
На первом в этом учебном году семинаре мы убедились в том, что понятие качество образования не столь просто, как кажется с первого взгляда, а именно: под качеством понимается степень соответствия эталону (стандарту), а значит, все определяется выбором эталона, в нашем случае определением цели образования.
Если цель – подготовка ответственных исполнителей, которые не ошибутся и будут действовать согласно инструкции, то тогда эталоном можно считать точность воспроизводства информации и количество точно усвоенной  информации.
Если же целью является развитие навыков саморазвития, самообразования, то тогда на первый план выходит вовсе не точность воспроизводства информации, а способность различать противоречия, формулировать вопросы, генерировать новые идеи, изобретательность, любознательность. В таком случае не так просто определить эталон – мерило для определения степени качества, хотя каждый сможет отличить человека творческого, изобретательного и любознательного от нетворческого. В этом отношении большой интерес представляет приведенный ниже документ, который в последние годы получил распространение в русскоязычном секторе Интернет.
Привожу дословно. Надеюсь, Вы будете использовать приведенные ниже критерии в
своей педагогической работе. Первоисточник у меня имеется и всем желающим могу выслать pdf-файл.

ННМ, 16 января 2014 г

 

ПОЛОЖЕНИЕ

Для постоянного определения или оценки успехов в науках.

Высочайше утверждено 8 декабря 1834 года.

 

            Успехи воспитанников в науках проистекают или от простого страдательного понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей, а следовательно, и должны быть оценены сколько можно приблизительно к этому образом.

            Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя от той односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников одного и того же курса между собой; он определяет правила для единообразного суждения в разные времена и в разных местах.

 

            Пять степеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим образом:

 

 

1-я степень (успехи слабые)

 

            Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в одной, или потому, что совершено не радел при наклонностях к чему-либо иному.

 

 

2-я степень (успехи посредственные)

 

            Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой те же последствия.

 

 

3-я степень (успехи удовлетворительные)

 

            Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана; он постигает даже отношения всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки; даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением.

            На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением, но они прилежанием своим доказывают любовь к науке.

 

4-я степень (успехи хорошие)

 

            Ученик отчетливо знает преподанное учение; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо не понимая.

 

 

5-я степень (успехи отличные)

 

            Ученик владеет наукой; весьма часто и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневается, и что можно возразить против теории. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутолимым прилежанием может подняться на такую высоту в области знаний.

 

 

«Исторический очерк Николаевской Военной Академии

Генерального штаба».

Составитель – Генерального штаба

генерал-майор Н.П. Глиновецкий.

СПб., 1882. С. 366.

 



Интернет-источник:  http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/polozhenie_ob_otsenkah.html

Последнее изменение: Четверг, 29 января 2015, 09:52