Описание курса:
В открытом дистанционном курсе «Молекулы и болезни: ионные транспортеры» представлены современные методы и оригинальные результаты, характеризующие важную роль молекул (ионных транспортеров) в формировании и развитии ряда клеточных функций и патологий.
Представлена важная роль потенциал-зависимых и лиганд-оперируемых ионных каналов в формировании возбуждения клетки при генерации потенциалов действия.
Дана молекулярно-биологическая и функциональная классификация ионных переносчиков.
Обсуждается термодинамика и кинетика ионных переносчиков, а также их физиологическое значение: универсальная изоформа натрий-калий-хлор котранспорта как регулятора сосудистого тонуса, переносчики нейротрансмиттеров и их рецепторы в клетках нервной системы, роль хлор-сопряженных транспортеров в функционировании нейронов и слухового аппарата и в патогенезе гипертонической болезни.
Мембранный насос – транспортная АТФаза: классификация мембранных АТФаз (АТФазы Р-типа, V(F)-типа, АBC–типа), их локализация и функции.
Рассмотрена структура АТФаз Р-типа, их эволюция, механизм функционирования на примере Na,K-АТФазы, значение кардиотонических стероидов в развитии патологий.
Обсуждается роль малоизвестных АТФаз Р-типа в развитии патологии (болезнь Коновалова-Вильямса). Н,K-АТФазы, их разнообразие и роль в секреции соляной кислоты в желудке, лекарственные препараты – ингибиторы Н,K-АТФазы и их участие в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Cа-АТФаза эндоплазматического ретикулума, структура и механизм функционирования, ее роль в физиологии и патологии. Функции АТФаз АВС-типа: устойчивость к лекарственным препаратам. АТФазы V-типа: сравнение с АТФазами F-типа, структура, функции, распределение фермента в клетке и патологии. АТФазы V-типа: роль фермента в развитии остеопороза, формировании метастазов, развитии иммунного ответа лимфоцитов.
Дополнительная информация:
Сертификация: да
Для получения сертификата об успешном прохождении курса необходимо успешно пройти курс, выполнив предложенные для проверки знаний задания и тесты, а по окончании пройти очную итоговую аттестацию.