Тематический план

  • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПОЛУЧИТЬ СЕРТИФИКАТ

    Ограничено Недоступно, пока не выполнено одно из:
    • Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
    • Вы принадлежите к группе в потоке Группы прошлых лет
  • Лекция №1. Введение. Уильям Шекспир как автор бессмертных произведений и Уильям Шекспир из Стратфорда как реальный человек. Историко-культурный контекст и его составляющие. Основные загадки и мифы.

    Родовое гнездо Уильяма Шекспира В разделе формулируются основные вопросы, мифы и загадки, связанные с творчеством Уильяма Шекспира из Стратфорда, которые будут рассмотрены более подробно в следующих разделах данного курса.

    Объясняется, почему творчество Уильяма Шекспира и связанные с ним  вопросы, мифы и загадки необходимо рассматривать как с позиций лингвистики и истории английского языка, так в контексте исторических событий елизаветинского периода и истории Англии в целом.

    В качестве примера самые известные произведения Уильяма Шекспира и события, описанные в данных произведениях, рассматриваются с различных точек зрения и в общем контексте шескпировской эпохи.

    Ограничено Недоступно, пока не выполнено: Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
  • Лекция № 2 Родной язык Уильяма Шекспира. Миф о сложности понимания оригинальных текстов для современного читателя.

    Сложны ли тексты Уильяма Шекспира с языковой точки зрения?

    Сложно ли современному читателю понимать оригинальные шекспировские тексты?

    На каком этапе своего развития находился английский язык во времена Уильяма Шекспира?

    Рассмотрим в данной лекции эти вопросы и постараемся выяснить, необходимо ли переводить оригинальные тексты Шекспира на современный язык.

    Для примера возьмем оригинальный текст пьесы "Гамлет" и рассмотрим, сложен ли данный  текст для восприятия современного читателя.

    Экскурс в историю развития английского языка поможет нам  более подробно разобраться в этих сложных вопросах.

    Ограничено Недоступно, пока не выполнено: Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
  • Лекция №3 История развития английского языка. Периоды развития английского языка. Исторические события, повлиявшие на его развитие. Литературные традиции древнеанглийского и среднеанглийского периодов.

    В настоящем разделе раскрываются вопросы, связанные с формированием английского языка в 8 -15 веках. Описываются исторические события, а также культурные и литературные традиции, предопределившие формирование языка в древнеанглийский и среднеанглийский период до появления литературного гения Уильяма Шекспира.

    "Кентерберийские рассказы", библейские переводы, переводы законодательных актов, Столетняя война, гражданские войны: как эти исторические факты повлияли на формирование английского языка?

    Какой аспект государственной деятельности повлиял на формирование английского языка в среднеанглийский период?

    Знание истории развития английского языка позволит слушателям в дальнейшем понять, каким образом к концу 16 века английский литературный язык оказался на таком высоком уровне, что создались предпосылки для творчества Уильяма Шекспира и его современников.

    Ограничено Недоступно, пока не выполнено: Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
  • Лекция №4 Литературные и языковые традиции Англии 15-16 веков. Исторические события и аспекты культурной жизни, формировавшие их.

    Данная лекция посвящена рассмотрению влияния событий в политической жизни Европы  на литературную и языковую традицию Англии 15 – начала 16 веков.

    Изменение статуса церкви в политической жизни страны, потребность монархов в поддержке церковных лидеров положили конец деятельности лоллардов, что привело к постепенному исчезновению соответствующей языковой и литературной традиции. Ослабление центральной власти в Англии, многолетние междоусобицы делают проблематичными развитие культуры и работу писателей. Единственным литературным феноменом, на который не повлияют данные события, окажется средневековая английская религиозная драматургия.

    Культурная ситуация в Англии начнет меняться с момента восшествия на престол основоположника династии Тюдоров, короля Генриха 7. С некоторым запозданием Англия включается в общеевропейский культурный процесс, связанный с Ренессансом.  

    Дальнейшие события европейской и английской истории, повлекшие за собой появление протестантства, уже в 16 веке также окажут значительное влияние на языковую и литературную традицию в Англии.

    Ограничено Недоступно, пока не выполнено: Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
    • Лекция №5 Английские переводы Библии, их культурная и языковая значимость. Библия Короля Иакова. Общий контекст английской реформации. Литературные и театральные традиции, предшествующие эпохе Уильяма Шекспира.

      В предыдущих лекциях было упомянуто, что большой вклад в развитие английского языка еще в XIV веке внесли тексты религиозного характера, в том числе переводы Библии на английский язык.

      В XVI веке традиция по созданию переводов Библии была продолжена рядом талантливых филологов и теологов, чей коллективный труд послужил основой для создания признанного литературного шедевра – Библии Короля Иакова.

      Этот вариант библейского перевода рассматривается многими деятелями английской культуры как текст, по своей эстетической ценности стоящий в одном ряду с произведениями Шекспира.

      Истории создания этого перевода посвящены первые две части настоящей лекции. В третьей части лектор обращается к литературным и театральным традициям XVI века.

      Ограничено Недоступно, пока не выполнено: Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
    • Лекция №6 Возникновение и укрепление протестантства в Англии. Эпоха правления Генриха VIII и его наследников.

      В предыдущих лекциях было сформировано представление об английском языке 15-16 веков. Целью лекций было показать, последователем каких культурных и литературных традиций был Уильям Шекспир.  

      Однако одной лишь филологической информации недостаточно для того, чтобы понять причины популярности произведений Уильяма Шекспира среди его современников. 

      Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к более широкому историческому контексту шекспировской эпохи. Лектор предлагает начать экскурс в историю Англии со времен правления Генриха VIII.

      Ограничено Недоступно, пока не выполнено: Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
    • Лекция №7 Культурно-исторический контекст эпохи правления Елизаветы I, миф о золотом веке и реальность ее правления Англией.

      Жизнь и творчество Уильяма Шекспира неразрывно связаны с эпохой правления Елизаветы I, расцвет творческой деятельности писателя приходится именно на период ее правления. Что это была за эпоха? Ответ на данный вопрос позволит оценить творчество писателя с точки зрения общего исторического контекста эпохи и понять, есть ли связи между реальными историческими событиями и содержанием произведений Шекспира.

      В данной лекции слушатели познакомятся с мифами и реальностью эпохи правления Елизаветы I. Насколько соответствует действительности представление о елизаветинской эпохе как о «золотом веке» в истории Англии?

      Исторический портрет Елизаветы и ее оппонентов. Восхождение к престолу, устранение конкурентов в борьбе за престол. Казнь Марии Стюарт, королевы Шотландии, и предшествующие этому события.

      Предшественница Елизаветы I (1558-1603) Мария I Тюдор (1553-1558). В английской истории та королева увековечена как Мария Кровавая. Заслужила ли Мария Тюдор это жуткое прозвище, как и когда оно появилось?

      Обращение к историческим перипетиям той эпохи позволят слушателям оценить социальную и культурную жизнь Англии того времени и среди прочего понять, насколько адекватно представление об энциклопедизме, приписываемом автору шекспировских произведений, и о том, что великие тексты мог написать только придворный, только аристократ или только практикующий юрист.

      Ограничено Недоступно, пока не выполнено:
      • После 27 Март 2019, 18:00
      • Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
    • Семинар №2

      Уважаемые слушатели!

      Предлагаем Вам участие в обучающем модуле "Коллоквиум". 

      В данном обучающем модуле Вам предлагается написать небольшую работу на предложенную тему. И участвовать в оценке работ написанных вашими коллегами по курсу.

      Обратите внимание на то, что на предоставление работ у Вас 9 дней и 7 дней на  оценивание работ. 

      Срок предоставления работ: с 18:00 (мск) 07.11.2018  до 18:00 (мск) 16.11.2018 

      Срок оценивания работ: с 18:01 (мск) 16.11.2018   до 18:00 (мск) 23.11.2018 

      Ограничено Недоступно, пока не выполнено:
      • После 27 Март 2019, 18:00
      • Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
    • Лекция №8 Детские и юношеские годы Уильяма Шекспира. Религиозные убеждения и духовное завещание отца Уильяма Шекспира. Орден иезуитов: мифы и реальность. Елизаветинская Англия в 1580-1590-е гг. Начало творческого пути Уильяма Шекспира.

      Данная видеолекция посвящена опровержению мифа о невозможности создания реконструкций, которые бы убедительно описали ранние годы жизни Уильяма Шекспира из Стратфорда и начало творческого пути великого поэта и драматурга.

      Эта задача оказывается вполне осуществимой при обращении к общему контексту эпохи и к происходившим в то время религиозным конфликтам как к важнейшей характеристике этого исторического периода.

      При таком подходе оказывается возможным с достаточной долей уверенности интерпретировать многие спорные вопросы шекспироведения и опровергнуть мифы, связанные с личностью Уильяма Шекспира.

      Ограничено Недоступно, пока не выполнено:
      • После 10 Апрель 2019, 18:00
      • Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
    • Лекция №9 Английский театр в елизаветинскую эпоху, его задачи и функции. Цензура. Мифы об элитарном круге зрителей и загадка поздних изданий Уильяма Шекпира. Загадки сонетов. Политизированность эпохи и ангажированность театров.

      Английский театр елизаветинских времен. Какое место он занимал в культурной, социальной и политической жизни государства? Какие функции выполнял? Существовала ли цензура?

      Ответы на эти вопросы могут развеять множество «локальных» мифов, связанных с творчеством Уильяма Шекспира. В том числе и миф о том, что творчество писателя было направленно  исключительно на элитарный узкий круг зрителей.

      В лекции описывается театральная жизнь Уильяма Шекспира, упоминаются актерские труппы, в которых работал писатель, его покровители и политическая составляющая его творчества.

      Рассуждая  о театральной биографии писателя, лектор  упоминает миф о позднем начале творческой деятельности Шекспира. Откуда появляется этот миф и какова реконструируемая реальность?

      В раннем периоде творчества Уильяма Шекспира значимое место занимают сонеты. Первое издание сонетов писателя порождает значительное количество загадок и мифов, касающихся 1) авторства, 2) личностей, которым посвящаются сонеты, 3) датировок , 4) смысла конкретных произведений.

      Исследование раннего творчества Уильяма Шекспира осложнено отсутствием подтвержденных документально фактов. Отсутствие ранних изданий писателя (до 1593 года), зафиксированных биографических событий жизни писателя может быть компенсировано путем обращения к современным Шекспиру источникам, которые содержат косвенную информацию и интерпретация  которых позволяет восстановить многие факты биографии Шекспира.

      Исследуя творчество писателя, лектор основывается на широком понимании социально-исторического, религиозного, культурного контекста эпохи. В лекции упомянуты личности, принадлежащие к окружению Шекспира, драматурги – его предшественники и современники, его покровители и политические деятели тех времен, что позволяет лектору создать объемный портрет писателя.

      Ограничено Недоступно, пока не выполнено:
      • После 10 Апрель 2019, 18:00
      • Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
    • Лекция №10. Заключение. Религиозные взгляды и жизненная позиция Уильяма Шекспира. Рассмотрение широкого историко-культурного контекста как ключ к пониманию произведений Уильяма Шекспира.

      Возможно ли при изучении творчества Уильяма Шекспира игнорировать широкий исторический контекст и рассматривать тексты как таковые (то есть использовать так называемый имманентный подход к интерпретации художественных текстов)? Насколько адекватными при таком подходе будут интерпретации отдельных текстов и решение проблемы периодизации и жанровой принадлежности произведений писателя?

      В произведениях Шекспира присутствуют устойчивые воспроизводимые мотивы. Чем обусловлено их появление и использование? Как соотносятся религиозные представления писателя и его жизненная позиция  с широким историческим контекстом? 

      Обсуждая завещание Шекспира, лектор возвращается к пресловутому «шекспировскому вопросу». Почему жене Шекспир оставил лишь вторую по качеству кровать и почему в завещании не оговорено, кому он завещает свои тексты?

      Насколько убедительно отражена эпоха в произведениях великого поэта и драматурга Уильяма Шекспира? В чем секрет величия его произведений? Все эти вопросы раскрываются в заключительной лекции курса.

      Ограничено Недоступно, пока не выполнено:
      • После 17 Апрель 2019, 18:00
      • Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
    • Лекция №11 Загадка логики написания произведений и их жанровая принадлежность. Хронология творчества Уильяма Шекспира в историческом контексте.

      Хронологический порядок творчества Уильяма Шекспира. Экскурс по важным историческим событиям данного периода, ссылки на события и содержание произведений,  позволит слушателям понять имеется ли связь между историческими событиями и логикой написания произведений.

      Загадка жанровой принадлежность произведений Уильяма Шекспира зачастую не укладывающаяся в канонические жанровые рамки. Эти и ряд других важных вопросов связанных с творчеством Уильяма Шекспира рассматриваются автором в данном разделе.

      Изучив материалы данного раздела слушатели так же узнают предпосылки создания произведений великого поэта и писателя такие как "Король Лир", "Магбет", "Феникс и Голубь".

      Ограничено Недоступно, пока не выполнено:
      • После 24 Апрель 2019, 18:00
      • Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
      • ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАОЧНОЕ

        Ограничено Недоступно, пока не выполнено одно из:
        • Вы принадлежите к группе в потоке Текущий поток
        • Вы принадлежите к группе в потоке Группы прошлых лет