Уважаемая Полина Александровна!
Хотя дискуссия о "минусовании баллов" закончилась и все участвовавшие в ней слушатели давно завершили он-лайн обучение, предлагаю еще раз обсудить этот вопрос.
Я преподаю в вузе и пытаюсь не только делать тесты для студентов, проверять их и выставлять оценки, но и анализировать результаты тестирования и сами тесты. Мы с коллегами проводили исследование влияния "минусования" на результаты теста. Как хорошо известно всем преподавателям, при стандартной системе оценивания закрытых тестовых заданий (1-верно, 0 - неверно) студент имеет стимул выбрать наугад правдоподобный ответ, если он не знает верного решения задания. У тестируемого есть возможность оставить без ответа задание, где он не знает верного ответа. Но это оценивается 0, как и любой неверный ответ. Желание повысить набранный балл + такая система оценки результата теста по набранному баллу стимулирует случайный или полуслучайный выбор ответа в трудных для студента заданиях, который называется угадыванием.
Как учесть угадывание? Есть простые формулы, снижающие набранную сумму баллов пропорционально числу студенческих нулей (считается, что студент часть верных ответов угадал, и эта часть пропорциональна количеству его неверных ответов). То есть в основе таких формул лежит сомнительное предположение, что все неверные ответы получены угадыванием.
Мы испытали следующую систему: в закрытом тесте с 4 вариантами ответов, где только один верный, каждое задание оценивается по 3-балльной системе; 1-верный ответ, -1/3 - неверный, 0 - пропуск ответа, т.е. отказ от угадывания (не отметив ни один вариант, студент заявляет, что не знает ответ). Соотношение баллов за верные и неверные ответы выбиралось так. чтобы в среднем получился 0, как при отказе от выбора ответа. Важно, что перед проведением теста система выставления баллов заранее озвучивалась тестируемым. Сравнение результатов одного и того же теста с различными системами выставления баллов показало, что количество отказов от угадывания существенно выросло при 3-балльной системе оценки. Это позволило нам оценить среднее число угадываний в тесте, проводимом со стандартной 2-балльной системой оценивания.
Для сравнения применяли и жестокий вариант: 1- верный ответ, 0 - пропуск ответа, -1 - неверный ответ. Выяснилось, что при такой системе средний балл в группе может оказаться отрицательным, так что этот вариант нет смысла использовать.
Что касается текущего дистанционного курса, то здесь, на мой взгляд, "минусование" не следует использовать. Любой тест имеет две функции - обучение и контроль. То, что писалось выше, относится к тестам, проводимым однократно, без возможности повторного тестирования для улучшения результата. Их целью был контроль в первую очередь, результат влиял на накопленную в семестре оценку.
Дистанционные курсы хороши своим дружелюбным отношением к слушателю. Цель всех тестов данных курсов, включая проверочные - научить. Не получилось с первого раза. посмотри свои ошибки, повтори материал, попробуй еще раз. Судя по дискуссии, "минусование" будет пугать и раздражать слушателей, и едва ли добавит стимулы к обучению.
С уважением,
Ю.В. Осипов