主题目录

  • Общая информация о курсе

    • Новостной форум 讨论区
      受限的 不能使用除非 你属于 Текущий поток的小组
    • Учебное пособие по курсу "Минеральные ресурсы и цивилизация" 文件
      56.8MB
      受限的 不能使用除非 你属于 Текущий поток的小组
  • Лекция 1. Введение. Происхождение минеральных ресурсов

    Вводная лекция. Излагается необходимая для понимания курса специальная геологическая и металлогеническая  информация.  

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Лекция 2. Возникновение и эволюция минерально-сырьевых ресурсов

    Очаги цивилизации концентрировались вблизи источников получения важных для

    развития общества минеральных ресурсов. Ранняя история тесно связана с наиболее

    распространенными и легко доступными видами полезных ископаемых. В истории

    горнорудного производства, как и в истории цивилизации, можно условно выделить

    четыре основных периода: древнейший (до X в. до н.э.); древний (до I в.н.э.);

    средневековый (до XVIII в.); и новый, в котором мы и сейчас живем.

  • Лекция 3. История горнорудного производства

    Средневековый период охватывает промежуток времени, в течение которого были заложены основы рудной геологии и создана горнорудная промышленность. Он разделяется на два этапа: раннее средневековье (I-XV века) и эпоха Возрождения (XV-XVIII в.). В раннем средневековье появляется феодальный способ производства, благоприятствовавший  горнорудной деятельности. Отмечается прирост продукции за счет вовлечения в производство новых объектов на севере в Скандинавии, на Кавказе, в Средней Азии и на Урале. Помимо железных и медных руд, возросла добыча золота и серебра,  Следующим крупным шагом явилось получение литейных чугуна и бронзы.

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Лекция 4. Горнорудные центры мира

    Новый период  считают начиная с XIX в. до наших дней. В это время бурно развивалось естествознание, горнорудное производство и промышленность. Произошла смена в ведущих странах мира феодальной системы на капиталистическую. Период нового времени можно разделить на три этапа: начальный (железо-угольно-золотой), великих открытий ( аэрокосмический. радио-электронный, нефтегазовый) и современный ( редкоземельный, атомно-энергетический).    В начальный этап ( XIXв.) создаются гигантские промышленные центры, объединяющие угольные и железорудные бассейны: Минас Жераис в Бразилии, Английский, Донбасский, Уральский, Рудногорский в Центральной Европе и другие. На базе железа создается мировая сеть железных дорог, увеличивается мощь артиллерии, создаются первые крупные морские военные исполины -  крейсеры и линкоры. Железные изделия пронизывают все сферы человеческой жизни. Возникает чугунное искусство. Разрабатываются сотни месторождений железных руд на Урале, в Кривом Роге, в Рудных Горах Европы, в районе озера Верхнего в Канаде и др. Золото достигает пика своего значения в экономике и происходят мировые золотые лихорадки.

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Лекция 5. Агрономическое минеральное сырьё

    К началу XIX в. в мире сложилась драматическая ситуация. Волны голода прокатывались каждые 3—5 лет по всем континентам. Ситуацию изменили только геологи, открывшие новый тип сырья – минеральные удобрения.    С середины XIX в. началось производство первых удобрений. В учебных центрах мира (в Англии, Германии, Франции) стали создаваться специальные научные направления по использованию сырья для агрономических целей. В 1804 г. в университетах Москвы, Казани и Харькова были открыты кафедры минералогии и сельского хозяйства, позднее преобразованные в кафедры земледелия или грунтоведения.

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Семинар №1. Контроль знаний

    Уважаемые слушатели!

    Успешное занятие на курсе подразумевает обязательное участие в семинаре. Ниже Вы видите творческое задание, завершающее первый модуль лекций. При выполнении старайтесь следовать указанным в задании инструкциям. После загрузки собственной работы Вам предстоит оценить несколько работ других участников.

    Темы семинара (Одна на выбор):

    1. История горно-рудного производства.

    2. Новый период ХIХ в. - наши дни.

    3. Золотые лихорадки .

    Работа в семинаре состоит из двух частей:

    1. Напишите эссе на заданную тему.

    2. Оцените работы своих сокурсников.


    Срок приёма работ - 16.10.2019 (с 18:00 мск)  - 23.10.2019  (до 18:00 мск).

    Срок оценки работ - 23.10.2019 (с 18:01 мск) - 30.10.2019  (до 18:00 мск).

    ВНИМАНИЕ! Работы, не предоставленные в срок, к проверке приниматься не будут!

    受限的 不能使用除非 你属于 Оплатившие полный доступ的小组
  • Лекция 6. Аэрокосмическая и радио-электронная эра

    Время великих открытий (вторая научно-техническая революция Нового времени) - первая половина XX века. В этот этап были созданы новые отрасли науки и производства - ядерная, электротехническая, автомобильная, радиоэлектронная. Увеличились объёмы добычи железных, медных, марганцевых, фосфорных, никелевых, кобальтовых, ртутных, сурьмяных и др. типов руд.  Появились новые виды полезных ископаемых - урановые, пьезооптические, диэлектрические; расширился список добываемых легких, цветных, редких и малых элементов, агрономических типов сырья и строительных материалов.

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Лекция 7. Атомная энергетика

    Самопроизвольное превращение неустойчивых атомных ядер некоторых элементов в ядра новых элементов, которое сопровождается испусканием особого типа лучей,  названное Марией Кюри радиоактивностью, явилось одним из величайших открытий человечества, ставшим началом новой эры в техническом прогрессе.  В природных условиях крупные месторождения радиактивного сырья в последние десятилетия прошлого были введены в эксплуатацию в Австралии, Канаде, Ю.Америке, Африке, З.Европе и В.Азии. Уже построено в мире более 420 атомных электростанций. Во Франции таким способом получают до 70% электроэнергии; в США — 18%; России — 7—8%.  В мире ежегодно добывают 40—50 тыс. т. урана. Несмотря на грандиозные катастрофы -    Чернобыльскую  и Фокусимскую, приведших к временному спаду в развитии ядерной энергетики, развитие этой отрасли неуклонно возрастает. Более эффективного источника получения энергии в ближайшее столетие не предвидится.

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Лекция 8. Время великих открытий. Аэрокосмическая и радио-электронная эра. XXI в.

    Двадцать первый век войдет в историю цивилизации как период редкоземельных элементов в самом широком понимании.  Эта группа помимо собственно лантаноидов и актиноидов, включает урановые и трансурановые элементы. Первым междисциплинарным  журналом, обьединившим весь спектр проблем – фундаментальных (происхождение на Земле и во Вселенной), геолого-геохимических, технологических (производство и применение) и футурологических, является созданный в этом году журнал « Редкие земли».

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Лекция 9. Золото, серебро и платиноиды в истории цивилизации

    С момента зарождения и на протяжении всей истории развития цивилизации благородные металлы играли важную роль в создании сначала племенных объединений, ранних государств, крупных империй, а затем и систем современного мироустройства. Вместе с эволюцией общества менялись цели и влияние  этих металлов на социально-экономические процессы, протекавшие на разных этапах его развития. В ранней истории человечества особо значимыми были золото и серебро. В Новое время к ним присоединились  платиноиды, роль которых в ближайшем будущем будет существенно возрастать.

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Лекция 10. Гидроминеральные ресурсы

    Одним из фундаментальных частей в строении планетных систем в космосе является вода. На земле она органически связана со всеми химическими элементами, горными породами, рудами и газами и активно участвует в процессах органического и неорганического мира, составляя гидросферу планеты. Важным  её элементом являются газогидраты, соединения состоящие из каркаса молекул льда, в котором заключены молекулы газов. Основа представлений о происхождении воды базируется  на гипотезе О.Ю. Шмидта  о возникновении земли из холодного газо-пылевого облака. Слагающий её поверхность реголит поглощал все химически активные летучие  компоненты.  Первичная дегазация мантии связана со снижением растворимости летучих компонентов в силикатных расплавах при снижении температуры. Скорость дегазации пропорциональна массе изливающихся мантийных пород.  Криосфера, часть гидросферы, сложенная водой в твердом состоянии, появилась на ранних этапах эволюции земли и имеет тенденцию к увеличению. Природные воды - ресурс без которого невозможна жизнь на нашей планете. Направления использования: хозяйственно-питьевые, лечебные минеральные, промышленные и теплоэнергетические воды.

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Семинар №2

    Тема семинара: Минеральное сырье (любое на выбор).

    Работа в семинаре состоит из двух частей:

    1. Напишите эссе на заданную тему.

    2. Оцените работы своих сокурсников.

    Срок предоставления работ: 20.11.2019 – 27.11.2019 (до 18:00).

    Срок оценивания работ:         27.11.2019 – 04.12.2019 (до 18:00).

    ВНИМАНИЕ! Работы, не предоставленные в срок, к проверке приниматься не будут!

    受限的 不能使用除非 你属于 Оплатившие полный доступ的小组
  • Лекция 11. Руды океана

    Мировыми приоритетными направлениями работ в изучении минеральных ресурсов морей и океанов являются: 1. сульфидные руды рифтовых зон срединно-океанических хребтов (САХ); 2. кобальтоносные железо-марганцевые корки (КМК) на подводных горах (гайотах); 3. полиметальные оксидные руды  железомарганцевых конкреций (ПЖМК) провинции Кларион-Клиппертон (Тихий океан) и 4. россыпные месторождения золота, олова, алмазов и др. типов полезных ископаемых в шельфовых областях. В Российской программе намечено три этапа разведки и начала разработки этих руд: 1. глубоководные полиметаллические сульфиды Атлантического САХ в 2015 г.; 2. освоение КМК  района Магеллановых гор (Тихий океан) - 2025 г. и 3.разработка гигантских резервов ПЖМК провинции Кларион-Клиппертон произойдет в середине 21 века.

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Лекция 12. Нефтегазоугольные ресурсы

    Нефтегазоугольные ресурсы на нашей планете широко развиты в верхней оболочке земной коры. Их называют общим термином – каустобиолиты. Расцвет нефтяной энергетики и нефтехимии начался в начале XX в, достигнув пика к настоящему времени. Эпоха угольной энергетики сменилась новым глобальным энергоносителем  - продуктами нефтегазового  комплекса. Главными потребителями стали автомобили и авиация, а также нефтехимия. Существенная доля сырья  используется для получения электроэнергии и отопления. В этой области выделяют две ветви угольную и нефтегазовую. К угольному ряду относятся: торф, лигниты, бурые и каменные угли и горючие сланцы, а к нефтегазовому- природные битумы: нефти, мальты, асфальты, озокерит, природный газ и др. В природе наблюдается сочетание биогенного и абиогенного механизмов образования месторождений каустобиолитов. В процессе формирования осадочных бассейнов синхронно образуются месторождения:  кор выветривания, россыпей, оолитовых  Fe-Mn руд, углей, нефти, газа и широкого спектра редких, радиоактивных и редкоземельных  элементов. Здесь же возникают все виды подземных гидроминеральных ресурсов.

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Лекция 13. Коллекционирование минеральных видов и камнесамоцветные минерагенические провинции

    Главные области влияния горных пород, минералов и руд на образ жизни человека: собирание минеральных видов, природная камнеграфия, искусство суйсеки, геоморфологические уникальные формы природных образований, ювелирное дело, синтез кристаллов. В данной лекции рассмотрим коллекционирование образцов. В XVI-XVII веках появились первые минералогические собрания. Это было связано с ростом добычи полезных ископаемых. Учёные нуждались в образцах минералов для обучения будущих специалистов. Интерес к коллекциям проявляла образованная часть общества. Роль и масштабы минералогических музеев в мире возросли в 19 – 20 веках. Следующий этап в изучении камнесамоцветов – составление специализированных карт. Наиболее яркими примерами служат карты-схемы России и Китая.

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Семинар №3

    Тема семинара:

    Черные курильщики 

    Работа в семинаре состоит из двух частей:

    1. Напишите эссе на заданную тему.

    2. Оцените работы своих сокурсников.

    Срок предоставления работ: 04.12.2019  – 11.12.2019 (до 18:00).

    Срок оценивания работ: 11.12.2019 – 18.12.2019 (до 18:00).

    ВНИМАНИЕ! Работы, не предоставленные в срок, к проверке приниматься не будут!

    受限的 不能使用除非 你属于 Оплатившие полный доступ的小组
  • Лекция 14. Горные породы, минералы и руды в современном искусстве

    Горные породы, руды, минералы и кристаллы участвовали и продолжают это делать и сейчас в формировании духовного содержания как отдельного человека, так и общества в целом. В древние периоды зародились элементы многих современных направлений в искусстве. Это выразилось в: пещерной живописи, терракотовой скульптуре, нефрит-жадеитовом поделочном производстве, зачатках ювелирного дела, коллекционировании минеральных видов, в сооружении грандиозных каменных ритуальных сооружений (пирамиды, пещерные города, гигантские исполины, домены и т.д.). В данной лекции мы рассмотрим только несколько главных областей использования камнесамоцветных ресурсов в искусстве и их роли в развитии цивилизации: геоморфологические уникальные формы природных образований; минеральные виды, оказавшие наибольшее влияние на искусство и культуру человечества; живопись в камне; природная камнеграфия; искусство суйсеки; ювелирное дело; синтез кристаллов для воспроизводства камнесамоцветной базы.

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Лекция 15. Драгоценные металлы и Золотой миф

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • Лекция 16. Платиноиды и серебро в истории цивилизации

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • ТЕСТИРОВАНИЕ ОЧНОЕ

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组
  • ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАОЧНОЕ

    受限的 不能使用除非符合任意一项
    • 你属于 Текущий поток的小组
    • 你属于 Группы прошлых лет的小组