Описание курса "Риски искусственного интеллекта в социальном управлении"

Вступительное слово автора:

Авторы и преподаватели курса:

Рыбакова Марина Владимировна
Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова

Малышев Максим Алексеевич
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова

Курс проводится на площадке OpenEdu.ru, а итоговая аттестация - на площадке distant.msu.ru

Для записи на курс нажмите на кнопку:

 


Расписание занятий:

Курс проводится 2 раза в год.


О курсе:

Курс предназначен для специалистов в области государственного и муниципального управления, нацеленных на развитие карьеры в органах государственного и муниципального управления. В рамках курса студенты изучат и смогут сами разрабатывать модели и стратегии управления  рисков который несет искусственный интеллект в социальном управлении, изучат различные направления развития государственного и муниципального управления с использованием искусственного интеллекта в России и мире, получат знания в использовании цифровых технологий, повышающих эффективность в системе социального управления, ознакомятся с передовым российским и зарубежным опытом и практиками использования искусственного интеллекта в социальном управлении, научатся анализировать кейсы, основанные на реальных ситуациях, и создавать собственные аналитические продукты.
 

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).

Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задании - творческой работе.


Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.

Программа курса

Вводная лекция. Введение в тематику стратегиями управления рисками, который несет искусственный интеллект в социальном управлении.
1. Структура искусственного интеллекта и его использование в социальном управлении.
 Понятие искусственного интеллекта, основные подходы к искусственного интеллекта Дж. Маккартни, М. Мински, этапы создания, тест А. Тьюринга, концепции искусственного интеллекта, типы искусственного интеллекта: реактивные машины, ограниченная память, теория разума. Классификация ИИ: узкий, широкий, супер-ИИ. Продукты ИИ: системы, интеллектуальные системы и интеллектуальные роботы.
2. Влияние искусственного интеллекта на социокультурную сферу.
Риски применения ИИ в образовании. Понятие риска У. Бек, П. Штомпки, Э. Гидденс, Н. Луман, Г. Бехманн. Социальное и эмоциональное развитие. Этические аспекты применения ИИ.
3. Теория, практика и стратегии управления организацией в условиях цифровизации. Различные модели организационного менеджмента и лидерства.
Факторы, влияющие на качество решения в социологии управления: ролевые позиции и способность субъекта к переработке информации. Рациональный и интуитивный подходы к выработке управленческого решения. Коллективные и индивидуальные решения. Формулирование проблемы и выработка альтернативных решений посредством ИИ. 
4. Методология научных исследований в социальном управлении.
Социальное и социологическое исследование: сравнительный анализ. Специфика прикладного социологического исследования. Методологическая организация социологического исследования управления. Экспериментальная процедура организации исследования механизмов управления. Отношения субъекта управления и субъекта познания в экспериментальной структуре исследования. Стадии и этапы социологического исследования персонифицированных систем управления. Методологические подходы, методы и технические приемы исследования с помощью ИИ.
5. Основы законодательства и государственной политики РФ в сфере цифровизации и использования искусственного интеллекта.
Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203, Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.», Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утвержденная Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в РФ», Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 г., утвержденные Правительством РФ 29.09.2018, а также иные документы стратегического планирования РФ, указанные в постановлении Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика РФ» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика РФ»)».
6. Использование искусственного интеллекта в системе управления персоналом.
Цели цифровизации в управлении персоналом.Минимизация ресурсов: временных, человеческих, материальных  при повышении качества процессов. Роботизация процессов поиска, подбора и отбора персонала.  Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR) для обучения, прогнозная аналитика для расчета карьерных перспектив сотрудников, применение нейромаркетинга в оценке персонала и управлении талантами, освобождения сотрудников. Определение поведенческих особенностей и вовлеченность персонала. Адаптация и оценка персонала. Проблемы и риски использования ИИ в  управлении персонала. Исследования по внедрению ИИ при отборе персонала.
7. Социальное партнерство, защита и контроль в условиях цифровизации управления и использования искусственного интеллекта.
Организационный, социально - психологический, коммуникативный и информационный способы предотвращения конфликта. Средства «разжигания» конфликта. Разрешение конфликта: стратегии, способы и приемы. Деловые переговоры и социальное партнерство как способы урегулирования конфликтных ситуаций в трудовых коллективах с помощью ИИ. 
8. Технологии повышения эффективности социального управления с использованием искусственного интеллекта.
Методологические принципы социального прогнозирования и проектирования. Управление социальными процессами как один из основных видов управления, функции которого заключаются в обеспечении реализации потребности развития общества и его подсистем. Социальное прогнозирование и проектирование как исследование перспектив развития социальных процессов и явлений в целях повышения научной обоснованности и эффективности социального целеполагания, планирования, проектирования управления, ИИ. Методологическая база и принципы ИИ. Исторические, политические и экономические условия формирования парадигмы технологического прогнозирования.
 


Результаты обучения

Знать:
  • основные положения стандартов, устанавливающих правила работы с рисками в организации; 
  • историю развития и перспективные направления развития риск менеджмента в мире и в России; 
  • различия между управляемыми и неуправляемыми рисками;
  • современные социологические методы исследования, информационные и социальные технологии, методы социального проектирования и прогнозирования; 
  • принципы анализа и оценки состояния социальной реальности и выявления тенденций развития общества, его сфер, институтов, процессов и социальных групп;
  • результаты современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики;
  • социальные проблемы, возникающие в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики;
  • современные закономерности и тенденции развития социального управления в условиях внедрения научно-технических инноваций и глобализации общественных процессов с ориентацией на их использование в практической деятельности;
  • результаты наиболее значимых отечественных и международных исследований социального управления на государственном и организационном уровнях, внедрения которых в общественную практику привело к положительным социальным эффектам.
     
Владеть:
  • навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
  • навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
  • навыками анализа и оценки состояния социальной реальности и выявления тенденций развития общества, его сфер, институтов, процессов и социальных групп;
  • навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач в процессе исследования социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество и его отдельные сферы, социальные группы и организации;
  • навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов исследований в области социального управления;
  • методами адаптации результатов современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики;
  • методами и социальными технологиями совершенствования функционирования социальных институтов современного общества;
  • социологическими методами исследования и оптимизации систем управления на государственном и организационном уровнях на основе воздействия на различные функциональные сферы управления (управление человеческими ресурсами, маркетинг, управление производством и др.) и достижения синергетического эффекта.
Уметь:
  • анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов;
  • при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений;
  • использовать современные социологические методы исследования, информационные и социальные технологии, методы социального проектирования и прогнозирования в работе социолога;
  • применять существующие концептуальные и эмпирические методы и процедуры при разработке и проведении исследований в предметном поле социологии управления;
  • адаптировать результаты современных социологических исследований для решения широкого круга социальных проблем, возникающих в деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, и в процессе реализации государственной политики;
  • составлять социальные программы развития и разрабатывать стратегии деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций;
  • выявлять проблемные зоны в системах социального управления государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций, проводить социальную диагностику организаций;
  • создавать новые методы совершенствования систем управления на государственном и организационном уровнях.


Направление подготовки:

  • Государственное и муниципальное управление
  • Государственное и муниципальное управление
  • Социология
  • Социология
  • Социологические науки

Дополнительная информация:

Сертификация:

Для получения сертификата необходимо успешно пройти курс, выполнив предложенные для проверки знаний задания и тесты, а по окончании пройти дистанционно итоговую аттестацию. Стоимость аттестации 3600 рублей. При успешном окончании слушатель получает электронный сертификат (при запросе бумажный оплачивается отдельно).


Контактная информация:

Почтовый адрес:

119991, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 к. 1, комната Г-729

Тел.: +7(495)938-21-39; Факс: +7(495)939-22-46

E-mail: support@distant.msu.ru;

Web-сайт: http://distant.msu.ru/

Last modified: Wednesday, 21 September 2022, 10:09 AM