Описание курса "Физиология и современная медицина"

Вступительное слово  зав. кафедрой физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, Каменского Андрея Александровича:

Авторы и преподаватели курса:

Каменский Андрей Александрович, доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой физиологии человека и животных МГУ имени М.В.Ломоносова

Балезина Ольга Петровна, доктор биологических наук, профессор, преподаватель кафедры физиологии человека и животных МГУ

Каплан Александр Яковлевич, доктор биологических наук, профессор, преподаватель кафедры физиологии человека и животных МГУ

Медведева Наталия Александровна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУдоктор биологических наук, профессор, преподаватель кафедры физиологии человека и животных МГУ

Тарасова Ольга Сергеевна, доктор биологических наук, профессор, преподаватель кафедры физиологии человека и животных МГУ имени М.В. Ломоносова

Смирнова Ольга Вячеславовна, доктор биологических наук, профессор, преподаватель кафедры физиологии человека и животных МГУ имени М.В. Ломоносова

Кузьмин Владислав Стефанович, кандидат биологических наук, преподаватель кафедры физиологии человека и животных МГУ имени М.В. Ломоносова

Богачева Полина Олеговна, кандидат биологических наук, доцент, преподаватель кафедры физиологии человека и животных МГУ имени М.В. Ломоносова

Манченко Дарья Михайловна, кандидат биологических наук, научный сотрудник

Горбачева Любовь Руфэльевна, доктор биологических наук, преподаватель кафедры физиологии человека и животных МГУ имени М.В. Ломоносова

Дубынин Вячеслав Альбертович,  доктор биологических наук, профессор, преподаватель кафедры физиологии человека и животных МГУ имени М.В. Ломоносова

Абрамочкин Денис Валерьевич, доктор биологических наук, преподаватель кафедры физиологии человека и животных МГУ имени М.В. Ломоносова



Для записи на курс нажмите на кнопку:

Расписание занятий:

Курс проводится 2 раза в год.


О курсе:

Данный курс предназначен для бакалавров и магистров биомедицинских и естественных факультетов ВУЗов. Слушатели курса получают возможность ознакомится с современными представлениями о функционировании основных систем организма; в курсе даются представления о работе сердечно-сосудистой системы, системы пищеварения, эндокринной системы, о нервной и гормональной регуляции функций организма в норме, при патологиях и в онтогенезе. Также в курсе будут введены основные понятия электрофизиологии, на доступном уровне будут представлены элементы современной нейрофизилогии и достижения наук о мозге.

Особенное внимание уделено проблемам здоровья и патологии населения, патофизиологии систем органов. В лекциях курса разъяснены как фундаментальные, так и прикладные аспекты физиологии. В частности, представлен материал поясняющий связь физиологии и фармакологии; касающийся некоторых социальных аспектов физиологии и фармакологии, фармакологии управления человеком. Рассматриваются актуальные вопросы интеграции физиологии и других биологических дисциплин: молекулярной биологии, протеомики.

Конечной целью курса является формирование у аудитории базового представления о функционировании организма, а также представления о физиологии, как целостной науке, тесно интегрированной с различными областями знаний.

Профессора и доценты кафедры физиологии человека и животных МГУ прочитают курс, в котором можно выделить следующие разделы:

- шесть лекций посвящены мозгу и нервной системе – в этих лекциях будут затронуты вопросы нейрональных основ поведения, нейрофармакологии, нейропатологии, нейрорегенерации, взаимодействия мозга и компьютера (Каменский А.А., Каплан А.Я., Дубынин В.А., Горбачева Л.Р., Богачева П.О., Манченко Д.М.);

- одна из лекций будет посвящена основам электрофизиологии, являющейся наиважнейшим элементом фундаментальной физиологии (Балезина О.П.);

- три лекции объединены общей темой механизмов функционирования элементов сердечнососудистой системы (Тарасова О.С., Абрамочкин Д.В., Кузьмин В.С.);

- проф. Смирнова О.В. прочитает лекцию на тему эндокринной регуляции в организме и репродукции человека;

- одна из лекций будет посвящена физиологии пищеварительной системы и ее роли в здоровье человека (Медведева Н.А.). 

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов. Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развернутые ответы, подкрепленные примерами из лекций и/или научной литературы.

Требования

Данный курс является общеобразовательным, требует лишь базовых биологических знаний  и рассчитан на широкую аудиторию слушателей. Имеются в виду, прежде всего, студенты (бакалавры, магистры, специалисты), учебные планы которых включают дисциплины, связанные со строением, функционированием органов и тканей человека – биологи, психологи, медики, педагоги и др.

Программа курса

Лекция 1. Поведение человека и нейрофармакология. Каменский А.А.
В лекции будут рассмотрены социальные аспекты физиологии и фармакологии, фармакология поведения.

Лекция 2. «Почему работает сердце?» Кузьмин В.С.
Общее строение сердца человека, организация ритмоводителя и рабочего миокарда; цикл работы сердца как насоса; связь биоэлектрической и механической активности отделов сердца, электрофизиологические основы нарушений ритма сердца.

Лекция 3. Рабочие клетки сердца – кардиомиоциты. Абрамочкин Д.В.
В лекции будут даны представления о молекулярных механизмах биоэлектрической активности клеток сердца - кардиомиоцитов; методах исследования этой активности.

Лекция 4. Физиология желудочно-кишечного тракта и здоровое питание. Медведева Н.А.
В данной лекции рассмотрены основы деятельности желудочно-кишечного тракта, даны представления о физиологии пищеварения, его патологиях и здоровом питании.

Лекция 5. Мудрость нашего тела и кровеносная система. Тарасова О.С.
Принципы регуляции гомеостаза в организме на примере функционирования сердечно- сосудистой системы, регуляторные нарушения кровообращения, лежащие в основе патогенеза некоторых социально значимых заболеваний, коррекция таких нарушений с применением физической тренировки.

Лекция 6. Система эндокринной регуляции организма человека, Смирнова О.В.
Дистантность действия сигнальных соединений и понятие гормон. Гормонпродуцирующие клетки. Эндокринный контур и гормональные оси. Связи гормонов разных осей. Функции гормонов кортикотропной, тиреотропной, репродуктивной и других осей.

Лекция 7. «Интерфейсы «мозг-компьютер» для реабилитационной медицины»  Каплан А.Я.
Рассматривается проблема декодирования электрической активности мозга для обнаружения и передачи его команд к внешним исполнительным устройствам без посредства голоса и движений. Приводятся результаты исследований и примеры конкретных технологий, позволяющих пациентам после инсульта и нейротравм набирать тексты, общаться в интернете, отдавать команды внешним устройствам, а также восстанавливать двигательные функции одними только мысленными усилиями.

Лекция 8. Регенерация нервных волокон. Богачева П.О.
В лекции рассмотрены механизмы восстановления иннервации после травмы периферического нерва, процесс Уоллеровской дегенерации, роль шванновских клеток в последующей регенерации, навигации конуса роста и установлении новых синаптических контактов с клетками-мишенями, хирургические подходы к восстановлению целостности нерва и современные подходы к поддержанию и направлению его прорастания к мишени.

Лекция 9. Физиология боли и анальгетики. Манченко М.Д.
В данной лекции рассмотрены периферические и центральные механизмы формирования болевых ощущений; способы передачи болевых ощущений и их молекулярные механизмы; принципы действия фармакологических соединений, направленных на снижение интенсивности болевых сигналов и болевых ощущений.

Лекция 10. Ишемия мозга и нейровоспаление. Горбачева Л.Р.
Ишемия как фактор повреждения. Ишемия головного мозга: причины и последствия. Механизмы повреждающего действия ишемии мозга. Воспаление как компонент ишемического повреждения и последующих нарушений функций мозга. Роль глиальных клеток в регуляции нейровоспаления. Возможные пути коррекции последствий ишемического повреждения мозга.

Лекция 11. Электрическая активность нервных и мышечных клеток и ее нарушения. Балезина О.П.
Рассмотрены механизмы генерации потенциалов покоя и действия, их роль и использование для диагностики и терапии патологий электрической активности нейронов и мышц. Описаны разновидности ионных каналов и токов, как мишеней природных токсинов и генных мутаций. Дана современная сводка «каналопатий» и способов их коррекции на примере эпилепсии и периодических параличей человека.

Лекция 12. Нейробиология памяти и ноотропы. Дубынин В.А.
Рассматриваются основные нейрофизиологические механизмы формирования кратковременной и долговременной памяти на синаптическом уровне и уровне макроструктур мозга (новая кора, гиппокамп, центры подкрепления). Особо анализируется роль рецепторов к глутамату, а также способов фармакологического воздействия на процессы записи и хранения информации в нервной системе (в том числе - активность веществ с ноотропными свойствами).

Результаты обучения

В результате освоения курса слушатели должны знать:

- основные представления о нейромедиаторных системах мозга; основные классы

нейроактивных регуляторных соединений и их влияние на нейромедиаторные системы, потребности, обучение и поведение;

- основы функциональной организации сердца, представление о рабочем и пейсмекерном миокарде сердца, проводящей системе, механизмах автоматии сердца, механизмах его работы как насоса; основные представления о биоэлектрической активности сердца, электрофизиологических основах сердечных патологий, молекулярных механизмах его сокращения;

- основные представления об устройстве клеток сердца кардиомиоцитах; электрическая активность рабочих кардиомиоцитов и способы ее изучения, фармакологические способы регуляции активности кардиомиоцитов;-знать роль желудка, поджелудочной железы, толстого и тонкого кишечника в процессе пищеварения; иметь представления о механизмах всасывания углеводов, белков, жиров;

- иметь представление о влиянии состава пищи на здоровье;

- понимание ключевых механизмов, регулирующих работу сердечно-сосудистой системы, основные представления о патогенезе некоторых социально значимых нарушений кровообращения, представление о механизмах благотворного влияния физической тренировки;

- представление о дистантности действия сигнальных соединений и особенностях гормона; 

- знание вариантов гормонпродуцирующих клеток; понимание организации эндокринного контура и гормональных осей а также связей гормонов разных осей4 представления о функциях гормонов кортикотропной, тиреотропной, репродуктивной и других осей.

- понимание основ информационно-аналитической активности мозга, возможностей инструментального подключения к мозгу и замещения или восстановления на этой основе нарушенных речевых и двигательных функций; 

- основные сведения о  перспективах нейроинтерфейсных технологий  как в реабилитационной медицине для помощи пациентам, так и в различных сферах деятельности здорового человека;

- понимание основ регенеративных процессов в центральной и периферической нервной системе, хирургических и терапевтических подходов к восстановлению иннервации после травмы нерва;

-знать механизмы формирования болевых сигналов на перифериии, иметь представления о нейрональных коррелятах, обуславливающих передачу болевых сигналов и болевые ощущения; иметь представления о способах борьбы с болью.

- понимание причин и основных механизмов ишемии мозга, знание особенностей развития воспаления в головном мозге и его последствий, представление о клетках - основных участниках нейровоспаления и о возможных терапевтических подходах при лечении ишемических повреждений мозга.

- понимание основ электрической активности клеток и органов – природы биопотенциалов и трансмембранных ионных токов. Представление о белковых ионных каналах для Na,K и Cа, их молекулярном устройстве, участии в генерации потенциалов действия мозга и сердца. Понимание природы и спектра каналопатий, представление о современных возможностях фармакологической коррекции каналопатий;

- слушатели получат представление об основных молекулярных и клеточных механизмах формирования памяти в мозге человека и экспериментальных животных, а также путях их изучения (от классических работ прошлого века до современных методов молекулярной биологии, оптогенетики, фМРТ). 

Важнейшим моментом является знакомство с участием различных нейромедиаторных систем и систем вторичных посредников в процессах обучения, роль этих систем в опосредовании эффектов физиологически активных соединений, способных как позитивно, так и негативно влиять на процессы запоминания информации.


Направление подготовки:

06.00.00 Биологические науки

30.00.00 Фундаментальная медицина

31.00.00 Клиническая медицина

32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина

33.00.00 Фармация

37.00.00 Психологические науки

44.00.00 Образование и педагогические науки


Дополнительная информация:

1. Сертификация:

Для получения сертификата необходимо успешно пройти курс, выполнив предложенные для проверки знаний задания и тесты, а по окончании пройти дистанционно итоговую аттестацию. Стоимость аттестации 1800 рублей. При успешном окончании слушатель получает электронный сертификат (при запросе бумажный).



Контактная информация:

Почтовый адрес:

119991, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 к. 1, комната Г-729

Тел.: +7(495)938-21-39; Факс: +7(495)939-22-46

E-mail: support@distant.msu.ru;

Web-сайт: http://distant.msu.ru/

Last modified: Thursday, 11 August 2022, 6:06 PM