Программа Дистанционной школы начинающего историка

Программа Дистанционной школы начинающего историка

 

Тема 1. Как, кого и чему учит история.

Занятие 1. Что такое история? Историческая наука: предмет и задачи

 

История –наука или искусство? Виды истории. Функции истории. Кто такой историк?

 

Занятие 2. Как пишут историю? Исторический источник

 

Исторический источник. Классификация источников. Подбор источников.

 

Занятие 3. Кто пишет историю? Историография

 

Как писали историю в древности. Историки Средних веков. Провиденциализм. Новое время. Марксизм и цивилизационный подход.

 

Тема 2. «Колыбель цивилизации»: Древний Восток

Древний Восток: общие замечания Ресурс 

Занятие 4. Персидская держава Кира II (558—529 до н. э.) Камбиза I (529-523гг. до н.э.)

 

Древний Восток: общее понятие. Возникновение персидского государства. Войны с другими народами. Держава Кира III. Василий IIIII. Свержение татаро-монгольского ига, стояние на р. Угре. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы. Судебник 1497 г. Начало поместного землевладения.

 

 Тема 2. «Колыбель цивилизации»: Древний Восток

Занятие 5. Правление Чандрагупты (321-297 гг. до н.э) и Ашоки (272-232 гг. до н.э.) в Индии

Источники по истории древнеиндийского государства. Особенности древнеиндийской цивилизации. Расы и народы Древней Индии. Структура индийского общества. Династия Маурья. Реформы Чандрагупты. Реформа Ашоки. Распространение буддизма.

Тема 3. «Детство человечества»: Древняя Греция

Древняя Греция: общие замечания Ресурс  

Занятие 6. Реформы Солона начала 6 в. до н.э. Ресурс 

 

Полисное устройство. Афинская демократия. Реформы Солона. Значение их для развития античного общества.

 

Тема 3. «Детство человечества»: Древняя Греция

Занятие 7. Походы Александра Македонского 4 в. до н.э. 

 

Возвышение Македонии. Политика царя Филиппа. Личность Александра Македонского. Покорение греческих земель. Войны в передней Азии. Боевые действия в Средней Азии. Характерные черты политики Александра Македонского. Мифы и легенды об Александре Великом. Эллинизм.

Тема 4. «У истоков современности»: Древний Рим

Древний Рим: общие замечания  

Занятие 8. «Переход от Римской республики к Римской империи»

Тема 4. «У истоков современности»: Древний Рим

Занятие 9.

Распространение Христианства (1-5 вв. н.э.)

Появление Христианства. Учение Христа. Евангелия и апокрифы. Превращение Христианства в государственную религию Рима. Роль Христианства в мировой культуре.

Падение Западной Римской империи (5 в. н.э.).  

 

Кризисные тенденции в позднеримский период. Рим и варвары. Римские правители. Падение Западной Римской империи. Преемственность античной цивилизации.

Тема 5. «Человечество перед выбором»: Средние века

Средние века: общие замечания  

Занятие 10. Правление Карла Великого (конец 8 –начало 9 вв.)  

 

Возникновение франкского государства. Завоевания Карла Великого. Внутреннее управление. Последние годы Карла Великого. Итоги завоеваний и реформ Карла Великого

История России: общие замечания

Занятие 11. Восточные славяне в древности. Образование Древнерусской государственности

Происхождение. Хозяйство. Социально-политическая организация. «Норманнская теория». Язычество.

Занятие 12. Столетняя война

 

Феномен феодальной раздробленности. Причины Столетней войны. Ход войны. Легенды о Жанне д’Арк. Значение войны 

Занятие 13. Образование русского централизованного государства и свержение татаро-монгольского ига

Особенности создания русского централизованного государства. Русские княжества в начале XIV в. Возвышение Москвы. Дмитрий Донской. Феодальная война. Иван III

Тема 6. «Становление европейской цивилизации»: Позднее Средневековье.

Занятие 14. Великие географические открытия

 

Представления о мире в период средних веков. Причины Великих географических открытий. Крупнейшие колониальные державы периода Средних веков и раннего Нового времени. Колумб и открытие Америки.

Занятие 15. Правление Ивана Грозного (1533-1584)

 

Пережитки феодальной раздробленности: Боярская Дума, местничество, система кормлений. Василий III. Венчание на царство Ивана IV. Избранная рада. Земские соборы. Судебник 1550 г. Реформы Ивана Грозного. Опричнина. Малюта Скуратов. Усиление личной власти царя. Иван Грозный и Андрей Курбский. Создание сословно-представительной монархии. Внешняя политика Ивана Грозного.

Занятие 16. Франция эпохи «Трех мушкетеров»

 

Сложение абсолютистской монархии во Франции. Реформация и Гражданские войны. Правление Генриха IV. Людовик XIII. Кардинал Ришелье. Франция в международной политике. Французское дворянство XVII в. Прототипы персонажей романа А. Дюма.

Занятие 17. Становление абсолютной монархии в России (XVII в.)

 

Переход от сословно-представительной к абсолютной монархии. Михаил Фёдорович. Алексей Михайлович. Прекращение деятельности Земских соборов. Центральное и местное управление. Соборное уложение 1649 г. Реформы патриарха Никона и Раскол церкви.

Тема 7. «Эпоха капитализма и модернизации»: Новое время

Занятие 18. Английская революция 1640-е гг.

 

Англия в XVI в. Особенности Реформации в Англии. Капитализация жизни. Новое дворянство. Причины революции. Ход революции. Казнь Карла I. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция». Значение революционных событий в Англии XVII в.

Занятие 19. Эпоха дворцовых переворотов (XVIII в.).

 

Характер дворцовых переворотов. Причины дворцовых переворотов. Роль гвардии и крупного чиновничества. Превращение дворянства в привилегированное сословие. Борьба за власть после смерти Петра Великого. Екатерина I. Верховный Тайный Совет. Петр II. Меншиков и Долгорукие. Воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Кабинет министров. Отмена единонаследия. Елизавета Петровна. Конференция при высочайшем дворе. Пётр III. Манифест о вольности дворянской.

Занятие 20. Наполеоновские войны 1800-х -1810-х гг.

 

Великая Французская революция и Россия. Перерастание войн за независимость в захватнические войны. Личность Наполеона I. Антифранцузские коалиции. Отечественная война 1812 г. Значение Наполеоновских войн для дальнейшей истории Европы.

Занятие 21. Россия в «Эпоху Великих реформ»

 

Причины реформ. Крестьянская реформа. Отмена крепостного права как основа последующих буржуазных преобразований. Земская, судебная, городская реформы. Финансовые реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Военные реформы. Создание Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым. Смерть Александра II и отставка М.Т. Лорис-Меликова.

Тема 8. «Испытание глобализмом»: Новейшее время

Занятие 22. Первая мировая война 1914-1918 гг.

 

Сложение колониальных держав и задачи «передела мира». Складывание военно-политических блоков: Антанта и Тройственный (Четверной) союз. Основные этапы боевых действий. Революции 1917-1918 гг. Значение первой мировой войны для истории Европы.

 

Занятие 23. Россия в период нэпа в 1920-е гг.

 

Социально-экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Голод 1921-1922 гг. «Антоновщина». Кронштадтский мятеж. Переход к новой экономической политике. Продналог. Нэп в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Договоры с пограничными странами. Дипломатический союз советских республик. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период нэпа и пути их преодоления.

 

Занятие 24. Великая депрессия 1929-начала 1930-х гг.

 

Мировая экономика после I Мировой войны. Возвышение США. Причины кризиса. Пути выхода из кризиса: либерализм или тоталитаризм. Последствия кризиса. Влияние на последующие развитие экономических и политических идей.

 

Занятие 25. СССР в 1930-е гг.

 

Установление личной власти И.В. Сталина. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Процессы Каменева, Зиновьева, Бухарина. Репрессии в армии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и Конституция СССР 1936 г. «Краткий курс истории ВКП (б)». Подготовка к войне. Строительство предприятий-дублеров. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Занятие 26. Вторая Мировая война 1939-1945 гг.

 

Нарастание мировой напряжённости. Капиталистический и социалистический лагерь. «Мюнхенский сговор». Пакт Молотова-Риббентропа. Нападение Германии на Польшу. Сложение антигитлеровской коалиции. Конференции «большой тройки». Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества.

Занятие 27. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

 

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Создание антигитлеровской коалиции. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Ополчения. Основные этапы войны. Военные операции вооруженных сил СССР в Восточной и Центральной Европе. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Партизанское и подпольное движение в годы войны. Советский тыл в годы войны. Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Занятие 28. Холодная война и биполярная система (вторая половина 1940-х -1991 гг.)

 

Последствия II Мировой войны. Капиталистический и социалистический лагерь. Речь У. Черчилля в Фултоне. НАТО и Варшавский договор. СЭВ. Рост социалистического лагеря. Причины развала социалистического лагеря в 1990-е гг.

Занятие 29. СССР в эпоху застоя 1970-х –первой половине 1980-х гг.

 

Внутренняя политика: Косыгинская реформа. Превращение экономического пространства СССР в единый народнохозяйственный комплекс. Промышленность, сельское хозяйство. Программа развития Нечерноземья. Продовольственная программа на 1980-е гг. и причины ее провала. Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста. Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика.

Занятие 30. Глобализация в современном мире


Понятие глобализации. Предпосылки глобализации. Становление «глобальной» цивилизации. Глобализм и антиглобализм. Конец европоцентристской модели мира. Возможные пути развития.

Занятие 31. Россия в 1990-е гг.

 

Противостояние исполнительной и законодательной властей. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. "Шоковая терапия": либерализация цен, приватизация. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Инфляция. Деноминация рубля. Финансовый кризис августа 1998 г. Стабилизация и рост национальной экономики. Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика.

Тема 9. Дополнительный блок: Что ещё нужно знать начинающему историку

Занятие 31. Русская историческая наука XVIII-XXI вв.

Занятие 32. Работа историка: некоторые методические рекомендации

Занятие 33. Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова сегодня: структура, направления деятельности, тематика исследований.

Last modified: Thursday, 22 March 2018, 4:22 PM