Методы психологии

ПОНЯТИЕ

Решение различных задач в психологии невозможно без исполь­зования определенных приемов, способов методов изучения. Каж­дая наука использует свои методы. Метод исследования всегда отра­жает ту или иную методологию, то есть общие требования к методам исследования. К методам психологического исследования предъяв­ляют определенные требования, которые необходимо соблюдать при использовании любого метода. Это основные методологичес­кие принципы: объективность, адекватность, развития.

Метод (греч. methodos - путь к чему-либо) - способ деятельнос­ти, направленный на достижение определенной цели; путь осущест­вления научного исследования, вытекающий из общих теоретичес­ких представлений о сущности изучаемых объектов.

Методология - система принципов и способов организации и по­строения теоретической и практической деятельности, а также уче­ние об этой системе.

Методология воплощается во всех видах деятельности, в том чис­ле и научной.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

В психологии известны различные классификации методов. На­иболее полной является классификация, предложенная Б.Г. Ананье­вым. В этой классификации все методы делятся на четыре класса.

I. Методы сбора данных (эмпирические):

а) основные (наблюдения и эксперимент (лабораторный, естест­венный (констатирующий, формирующий);

б) вспомогательные (тестирование, изучение продуктов деятель­ности, биографический, беседа, анкетирование, моделирование, социометрический, близнецовый).

II. Организационные методы:

а) сравнительный,

б) лонгитюдный,

в) комплексный.

III. Методы обработки результатов:

а) количественный (статистический),

б) качественный (дифференциация материала по уровням и ти­пам).

IV. Методы интерпретации результатов:

а) генетический (анализ результатов в плане развития с выделе­нием отдельных фаз, стадий и т.п.);

б) структурный (установление структурных связей между всеми характеристиками личности) (см. Корреляционный анализ).

 I

Основные методы

Наблюдение - метод психологии; заключается в фиксации прояв­лений поведения и получении суждений о субъективных психичес­ких явлениях.

Интроспекция - самонаблюдение, наблюдение, объектом которо­го являются психические состояния самого субъекта.

Эксперимент в психологии (лат. experimentum - проба, опыт) ос­новной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяе­мых независимых переменных, влияющих на зависимую перемен­ную. Это создание оптимальных условий для изучения психических явлений. Он предполагает целенаправленное вмешательство уче­ного в исследовательскую ситуацию. Для проведения эксперимента подбираются конкретные диагностические методики и методы, со­вокупность которых называют методикой исследования.

Методика психологического исследования - совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании и определяемых соот­ветствующей им методологией.

Эксперимент лабораторный - метод психологии, осуществляемый в искусственных условиях (в специально оборудованных помещени­ях) со строгим контролем всех влияющих факторов.

Эксперимент естественный - психологический эксперимент, вклю­ченный в игровую, трудовую или учебную деятельность.

Эксперимент констатирующий - предусматривает выявление су­ществующих психических особенностей или уровней развития со­ответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

Эксперимент формирующий (обучающий) - метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого пси­хического процесса или качества личности.

Вспомогательные методы

Тестирование- исследование с помощью тестов.

Тест (англ. test - испытание) - стандартизированное психологи­ческое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Разли­чают: тесты способностей и достижений, а также личностные тес­ты (опросники, проективные). Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития определенных способностей (памя­ти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Тесты дости­жений служат для определения достижений в различных видах де­ятельности (в учении, труде и пр.). Личностные тесты предназначе­ны для определения различных психологических качеств личности (мотивов, отношений, ценностей, индивидуальных особенностей (темперамента, характера, эмоционального состояния и т.д.). При этом используются опросники или проективные тесты.

Опросники личностные - разновидность опросников, направлен­ных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Проективный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в дан­ных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспе­чивается совокупностью проективных методик (проективных тес­тов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпрета­ционные (например, тематический апперцептивный тест ТАТ, в ко­тором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).

Валидность теста (англ. validate- подтверждать, объявлять дейс­твительным) - мера соответствия результатов исследования цели тестирования, объективным внешним критериям. Мерой валидности обычно выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по другим валидным тестам или по профессио­нальному критерию.

Надежность - постоянство, устойчивость результатов, получае­мых с его помощью. Надежность указывает на устойчивость теста к искажающему воздействию случайных шумовых факторов, его точ­ность. Проверяется надежность тестов повторным тестированием.

Изучение продуктов деятельности - это изучение продуктов труда человека: изобретений, книг, писем и т.п. По ним можно в извест­ной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических про­цессов. Этот метод используется для изучения психического склада личности по текстам (контент-анализ), по рисункам и пр.

Контент-анализ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и других носителей ин­формации (видеозаписей, теле - и радиопередач, интервью и т.д.).

Метод биографический (англ. bio - жизнь, graphx - пишу) - спосо­бы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жиз­ненного пути личности на основе информации, полученной из био­графий, опросников, интервью, свидетельств очевидцев, контент-анализа дневников, писем и т.п.

Беседа - один из методов психологии, предусматривающий пря­мое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Интервьюирование- метод социальной психологии, заключаю­щийся в сборе информации, полученной в виде ответов на постав­ленные вопросы.

Анкета (фр. enquete - список вопросов) - методическое средство для получения первичной информации.

Анкетирование - исследование с использованием анкет.

Моделирование - метод исследования психических закономернос­тей, который заключается в построении моделей психических яв­лений и в изучении функционирования этих моделей с использова­нием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики.

Социометрия - метод психологического исследования межлич­ностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Метод близнецовый - способ научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов: монозиготных (с одинаковым генотипом) и дизиготных (с разным гено­типом). Метод применяется для решения проблемы генотипической или средовой обусловленности определенных психологических и поведенческих особенностей человека.

Метод генетический - способ изучения психических явлений, со­стоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низ­ших форм к высшим.

Метод семантического дифференциала - способ изучения содержа­ния и структуры сознания человека через определение им понятий с помощью серии заранее заданных полярных определений типа «сильный - слабый», «хороший - плохой» и т.п. Метод введен аме­риканским психологом Ч. Осгудом.

II

Метод сравнительный - изучение одной и той же функции у раз­ных групп испытуемых.

Метод лонгитюдный (от англ. longitude - долгота) - длительное научное исследование процессов формирования, развития и изме­нения каких-либо психических или поведенческих явлений. Изуче­ние психических явлений у одних и тех же испытуемых на протяже­нии длительного времени (иногда в продолжение ряда лет) и пос­ледовательная фиксация ряда существенных изменений в психике испытуемого.

Метод близнецовый - способ научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов: моно­зиготных (с одинаковым генотипом) и дизиготных (с разным гено­типом). Метод применяется для решения проблемы генотипичес-кой или средовой обусловленности определенных психологических и поведенческих особенностей человека.

Метод генетический - способ изучения психических явлений, со­стоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низ­ших форм к высшим.

Метод комплексный - исследования разными средствами, разны­ми науками.

III

Статистика - отрасль математики, теоретической и приклад­ной, которая занимается сбором, классификацией и анализом дан­ных. Статистика включает три главных раздела: 1) описательную статистику, позволяющую описывать, подытоживать и воспроизво­дить в виде таблиц или графиков данные того или иного распределе­ния, вычислять статистические его характеристики; 2) индуктивную статистику, служащую для проверки того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой взята выборка; 3) измерение корреляции, которая позволя­ет узнать, насколько связаны между собой две переменные, чтобы можно было предсказывать возможные значения одной из них, ес­ли мы знаем другую.

Корреляционный анализ (лат. correlatio - соотношение) - статисти­ческий метод оценки меры, формы и характера связи исследуемых свойств или признаков.

Корреляция - мера связи явлений действительности или фактов эксперимента, их взаимосвязь.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Этапы психологического исследования:

1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методики исследования. Планирование - это также составление ло­гической и хронологической схем исследования, выбор континген­та и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания все­го исследования и т.д.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изо­ляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и ин­женерно-психологическим требованиям, то есть обеспечивать оп­ределенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3. Техническое оснащение исследования должно соответство­вать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную од­нородность.

5. Исследователь (экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах.

6. Инструкция составляется еще на стадии планирования рабо­ты. Она должна быть четкой, краткой, однозначной.

7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным.

8. Обработка результатов исследования - это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

 

(Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.)

Последнее изменение: Вторник, 17 июня 2014, 23:18