Описание курса "Нарративная медицина"

Вступительное слово автора:

Авторы и преподаватели курса:

Логинов Василий Анатольевич
Доктор медицинских наук, профессор кафедры экологической и экстремальной медицины МГУ имени М.В.Ломоносова

Курс проводится на площадке OpenEdu.ru, а итоговая аттестация - на площадке distant.msu.ru

Для записи на курс нажмите на кнопку:

 


Расписание занятий:

Курс проводится 2 раза в год.


О курсе

Нарратив, определяемый как самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов, ценен для представителей гуманитарных наук. В последние три десятилетия ценность нарратива была осознана и в медицине. Медицина, рассматриваемая как историко-культурологический феномен, проявляет такие типичные нарративные черты, как темпоральность, сингулярность, причинность/случайность, интерсубъективность и, безусловно, этичность. 

Целью настоящего курса является определение места нарративной медицины в системы современных медицинских знаний, а также определение круга проблем, которые могут быть решены с помощью нарративной практики. 

Курс состоит из трех тематических блоков: 

1) константы и переменные нарративной медицины; 

2) происхождение нарративной медицины; 

3) современная нарративная медицина. 

В курсе предполагается рассмотреть следующие теоретические проблемы. 

Темпоральность (Temporality). Время в медицине. Время – необходимая медицинская координата в диагностике, профилактике, применении паллиативных средств или лечении. Сингулярность (Singularity). Пространство медицины. Логика познания в медицине. Определение пространства медицины. Принцип единичного (неповторимого, уникального) в медицине. Причинность/случайность (Causality/contingence). Фабулизация во взаимотношениях врача и пациента. Множественность фабул пациента. Интерсубъективность (Intersubjectivity). Коммуникативное объединение в медицине. Трансформирующий характер медицинских коммуникаций. Типы медицинских коммуникаций. Этичность (Ethicality). Граница между здравоохранением и литературоведением. Нарратив как форма этической теории. 

В практической части курса (семинарские занятия) студентам предлагается написать несколько творческих работ по историческим и культурологическим материалам, связанным с медициной. Одна из творческих работ затрагивает проблемы искусственного интеллекта в морально-этическом поле медицинских знаний.


Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).

Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задании - творческой работе.


Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.


Программа курса

Тема 1. Введение. Медицинское использование нарративного подхода в узком и широком понимании.
Тема 2. Язык медицины и феномен болезни – понятийные проблемы.
 Тема 3. Константы нарративной медицины.
Тема 4. Переменные нарративной медицины.
Тема 5. Болезни древних людей.
Тема 6. Болезни в поэтических образах.
Тема 7. Болезни в прозе.
Тема 8. Болезнь как метафора.
Тема 9. Изобразительный и музыкальный нарративы в медицине.
Тема 10. Нарративность медицинской практики.
Тема 11. Феномен симуляции болезни.
Тема 12. Цифровизация и искусственный интеллект в нарративной медицине.

Результаты обучения

Знать:
  • основные этапы и общие закономерности культурологического становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;
  • отличительные черты развития врачевания и медицины в различных исторических периодах и культурных пластах;
  • достижения и новации русских писателей в области взаимоотношений пациент-врач в процессе поступательного развития отечественной духовной культуры;
  • вклад выдающихся деятелей искусства и культуры мира в переосмысление медицинской практики.
Владеть:
  • актуальной проблематикой современной медицины;
  • стратегическими подходами к решению основных гуманитарных вопросов теоретической медицины;
  • навыками ведения дискуссий и диспутов по важнейшим вопросам современной медицины;
  • навыками использования в своей профессиональной деятельности и бытовом общении знаний по истории медицины, философии естествознания, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения.
Уметь:
  • анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;
  • понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике и быту;
  • постоянно совершенствовать и углублять свои знания о путях соприкосновения истории, философии и культуры с медицинской практикой;
  • стремиться к повышению своего культурного уровня;
  • достойно следовать в своей деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.


Направление подготовки

  • Зарубежное регионоведение
  • Регионоведение России
  • Туризм
  • Лингвистика
  • Философия


Дополнительная информация:

Сертификация:

Для получения сертификата необходимо успешно пройти курс, выполнив предложенные для проверки знаний задания и тесты, а по окончании пройти дистанционно итоговую аттестацию. Стоимость аттестации 2800 рублей. При успешном окончании слушатель получает электронный сертификат (при запросе бумажный оплачивается отдельно).


Контактная информация

Почтовый адрес:

119991, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 к. 1, комната Г-729

Тел.: +7(495)938-21-39; Факс: +7(495)939-22-46

E-mail: support@distant.msu.ru;

Web-сайт: http://distant.msu.ru/

Последнее изменение: Воскресенье, 26 февраля 2023, 01:44