Раздел Название Описание
Всероссийская летняя школа учителей физики 2023 Файл Проект программы XI Всероссийской Летней Школы Учителей Физики
Гиперссылка Схема прохода к месту сбора от метро Университет
Всероссийская летняя школа учителей физики 2021 Файл Проект программы X Всероссийской Летней Школы Учителей Физики
Гиперссылка Схема прохода к месту сбора от метро Университет
Всероссийская летняя школа учителей физики 2019 Файл Программа Летней школы учителей физики-2019
Всероссийская летняя школа учителей физики 2017 Гиперссылка Программа VII летней школы учителей физики

Расширенная программа мероприятий летней школы 2017 года

Гиперссылка Список участников VII Всероссийской летней школы учителей физики с приглашениями

Для участия в Летней школе необходимо распечатать персональное приглашение, которое будет служить пропуском на физический факультет.

Всероссийская летняя школа учителей физики 2016 Страница Окончательный список участников Летней школы учителей физики

Список участников Летней школы учителей физики - 2016 с указанием предоставления места в общежитии

Гиперссылка Список участников Летней школы с приглашениями

Загрузите и распечатайте персональное приглашение участника Летней школы учителей физики

Всероссийская летняя школа учителей физики 2015 Страница Онлайн-трансляции (видеоархив)
Видеоархив
Файл Программа Пятой Летней школы учителей физики

Проект программы

V Летней Всероссийской школы учителей физики в МГУ

«Предметная компетентность учителя физики в современной школе»

(30 июня - 4 июля 2015 г.)

 

29 июня, понедельник

16.00 – 20.00. Регистрация участников школы (ауд 1-31, физический факультет)

 

30 июня, вторник

  8.30 – 10.30. Регистрация участников школы (ауд. 1-31, физический факультет)

10.30 – 11.00. Открытие Летней школы. Приветственное слово декана физического факультета МГУ профессора Николая Николаевича Сысоева (ауд. ЦФА)

11.00 – 12.00. Волоконная оптика. Физика и применения. Директор научного центра волоконной оптики РАН академик Евгений Михайлович Дианов (ауд. ЦФА)

12.00 – 12.20. Кофе-брейк. (ауд. 1-31)

12.20 – 13.20. Магнетизм вокруг нас. Зав. кафедрой магнетизма профессор Николай Сергеевич Перов (ауд. ЦФА)

13.20 – 14.20. Терагерцовое излучение. Физика и возможности применения. Зав. кафедрой общей физики и физики конденсированного состояния чл.-корр. РАН Дмитрий Рэмович Хохлов (ауд. ЦФА)

14.20 – 15.20. Обеденный перерыв

15.20 – 16.20. Сложные вопросы в курсе физики средней школы. Законы сохранения в механике. Доцент Александр Васильевич Грачев (ауд. ЦФА)

16.20 – 17.20. Физика в звукепыты по акустике) Старший преподаватель Алексей Валентинович Селиверстов (ауд. ЦФА, физический факультет)

 

1 июля, среда

9.00 – 16.00. Экскурсионная программа. Экскурсии проводятся по выбору участников школы (запись на экскурсии при регистрации)

 

-Курчатовский институт - один из ведущих научных центров мира, междисциплинарная национальная лаборатория, системообразующий элемент инновационного комплекса России. Встреча с руководством института

-Институт Общей Физики им. А.М.Прохорова РАН – ведущий научный центр по современным проблемам радиофизики и акустики, оптики, лазерной физике, физики конденсированных сред, физики плазмы и электроники. Экскурсии по лабораториям, семинары. Участвуют академики РАН Иван Александрович Щербаков, Евгений Михайлович Дианов, Вячеслав Васильевич Осико, чл.-корр. РАН Павел Павлович Пашинин

-Большой планетарий Москвы – центр популяризации естественно-научных знаний. Тема экскурсии будет объявлена при регистрации

 

17.00 – 18.30.  Экскурсия в музей физического  факультета  МГУ  или по лабораториям

НИИЯФ МГУ (парк электронных ускорителей МГУ)

 

2 июля, четверг

10.00 – 11.00. "Загадки космологии" Академик РАН Валерий Анатольевич Рубаков (ауд. ЦФА)

11.00 – 12.00. ЕГЭ: Особенности, итоги, перспективы. Заместитель председателя комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по физике доцент Виталий Аркадьевич Грибов (ауд. ЦФА)

12.00 – 12.20. Кофе-брейк. (ауд. 1-31)

12.20 – 13.20. Ошибки в школьных учебниках физики. Профессор Андрей Георгиевич Хунджуа (ауд. ЦФА)

13.20 – 14.20. Опыт работы Отделения ядерной физики физического факультета и НИИЯФ МГУ с учителями и школьниками доцент Евгений Вадимович Широков (ауд. ЦФА)

14.20 – 15.20. Обеденный перерыв

 

15.20 – 16.00  Проблемный подход к изучению законов Ньютона. Доцент Сергей Борисович Рыжиков

16.00 – 16.50 Решение задач на тему «Насыщенные и ненасыщенные пары» Доцент Екатерина Викентьевна Лукашева (ауд. ЦФА)

16.50 – 17.40. Решение задач на тему «Тепловые двигатели». Доцент Наталия Игоревна Чистякова (ауд. ЦФА)

 

3 июля, пятница

10.00 – 11.00. "Зачем биологии физика". Зав. кафедрой биофизики профессор Всеволод Александрович Твердислов (ауд. ЦФА)

11.00 – 12.00. Использование рабочих тетрадей при подготовке к ЕГЭ и вступительным испытаниям. Доцент Александр Васильевич Грачев (ауд. ЦФА)

12.00 – 12.30. Фото на память у памятника М.В. Ломоносову

12.30 – 13.30. Обеденный перерыв

13.30 – 14.30. Новая научно-популярная литература, как источник информации для проектно-исследовательских работ школьников. Доцент Сергей Борисович Рыжиков (ауд. ЦФА)

14.30 – 15.00. Торжественное закрытие Летней школы (ауд. ЦФА)

15.00 – 15.30. Выдача документов об участии в школе (ауд. 1-31)

 

4 июля, суббота

 

отъезд иногородних участников

Страница Онлайн-трансляции (видеоархив)
Видеоархив
Всероссийская летняя школа учителей физики 2014 Файл Программа Всероссийской летней школы учителей физики - 2014

загрузить программу Всероссийской летней школы учителей физики - 2014 в формате PDF

Гиперссылка Схема Главного корпуса МГУ

общежития располагаются в зоне Б

Гиперссылка Схема расположения зданий на территории МГУ

Общежития располагаются в зоне Б главного здания МГУ

Летняя школа учителей физики 2013 Гиперссылка Архив Летней школы учителей физики

Информация по прошедшим Летним школам учителей физики

Съезд учителей физики 2011 г. Страница Задачи Съезда

Задачи Съезда

Страница Общая информация о Съезде

Общая информация о Съезде

Страница Секции Съезда

Секции Съезда

Страница Предварительное расписание работы Съезда

Предварительное расписание работы Съезда

Страница Фотографии Съезда учителей

Фотоархив

Файл Резолюция Съезда.

Опубликована резолюция Съезда 2011.

Файл Тезисы докладов

Сборник трудов докладов Всероссийского Съезда учителей физики.

 

Съезд учителей физики 2011 г.: презентации докладов Папка Презентации докладов

В данном разделе размещены презентации докладов, присланные авторами.

Съезд учителей физики 2011 г.: видеозаписи Страница Пленарные доклады в Фундаментальной библиотеке. 28 июня 2011

Видеоархив пленарных докладов с открытия Съезда учителей физики и биологии.

Страница Пленарное заседание. Физический факультет. Ауд. ЦФА. 29 июня 2011

Основные результаты сравнительных исследований качества школьного физического образования в РФ (по материалам международных исследований TIMSS и PISA). М.Ю. Демидова (к.п.н., МИОО)

Реализация стандартов подготовки бакалавров направления "Педагогическое образование": возможности и риски. Н.С. Пурышева (профессор, зав.каф. МГПУ)

Олимпиады по физике МГУ имени М.В. Ломоносова: победить и поступить! В.А. Макаров (профессор, зав.каф. физического факультета МГУ)

Страница Пленарное заседание. Физический факультет. Ауд. ЦФА. 30 июня 2011 г.

Глобальная экология и геофизика. В.И. Трухин (декан физического факультета МГУ)

Актуальные проблемы астрономии. А.М. Черепащук (академик РАН)

Современная акустика и физика нелинейных волн. О.В. Руденко (академик РАН)

Физика и образование. О.Н. Крохин (академик РАН)

Страница Секция 1-1.

Всероссийский Съезд учителей физики в МГУ.
Председатель В.И. Зинковский.
Выступление докладчика.

  1. Уровень подготовки выпускников школы по физике (по материалам ЕГЭ). В.А. Грибов.
  2. Сложные задания ЕГЭ по физике - примеры и критерии оценки. Е.А. Вишнякова, В.А. Макаров, М.В. Семенов, Е.Б. Черепецкая, С.С. Чесноков, А.А. Якута.
  3. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки к ЕГЭ. Л.В. Матюшкина, И.Б. Доценко, О.Б. Якунина.
  4. Подготовка к единому государственному экзамену: проблемы и решения. Г.В. Момотова.
  5. Анализ системы перевода первичного балла (i) в тестовый балл ЕГЭ (t). Б.Ф. Борисов.
Страница Секция 1-2.

Всероссийский Съезд учителей физики в МГУ.

Изучение физики в Национальном центре обучения одаренных учеников Сирийской Арабской Республики.
А.А. Коропченко, Ф. Фарах.

Некоторые перспективы развития физического образования. И.Б. Доценко, Л.В. Матюшкина, О.Б. Якунина.

Преподавание физики в условиях внедрения стандартов второго поколения: лозунги новые, цели - невыполнимые. Н.П. Кучер, Д.А. Ивашкина.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт глазами рядового учителя физики. Л.Д. Калгаова.

Состояние и проблемы преподавания физики в школах г. Москвы в современных условиях. В.И. Зинковский.

Страница Секция 2-1

Аудитория ЦФА. Председатель Н.В. Шаронова.

Доклады участников Съезда.

Из опыта применения "Модели один ученик: один компьютер" при обучении физике и естествознанию. Е.И. Африна (пленарный доклад).

Внедрение современных образовательных технологий в практику преподавания физики в школе. И.Г. Осипенкова.

Уроки-практикумы по физике в профильной школе. Деятельностный подход. Л.В. Тищенко.

Моделирование и формализация при решении физических задач (Межпредметные связи: физика и информатика). Е.В. Харланов.
Связь видов деятельности и диагностика сформированности компетенции при обучении физике с применением электронных учебных модулей. Е.С. Тимакина.

Страница Секция 2-2

Аудитория ЦФА. Председатель Е.И. Африна.

Выступление докладчиков.

1. Использование Веб-технологий в школьном лабораторном практикуме по физике. И.П. Петров.

2. Использование оборудования фирмы "PHYWE" (Германия) для проведения абораторных и демонстрационных экспериментов в школе. И.Э. Филиппова.

3. Программно-аппаратный комплекс AFS для проведения демонстрационных экспериментов по физике. П.М. Михеев, А.С. Соболев, С.С. Чесноков.

4. Самодельные установки в школьном курсе физики. В.В. Лебедев.

5. Совместное использование современного демонстрационного компьютерного и мультимедийного оборудования при изучении физики на примере темы "Электрический резонанс". Д.В. Голиков.

6. Учебное оборудование по физике для малокомплектных школ. С.В. Степанов.

7. Фронтальные лабораторные работы по физике в цифровой школе И.С. Царьков.

8. Круглый стол. Видеоконференция Физический факультет - Дубна - CERN.

Страница Секция 2-3

Аудитория ЦФА. Председатель А.И. Слепков.

Доклады участников Съезда.

1. Игровые технологии в процессе обучения физике. Т.А. Логинова.
2. Компьютерная поддержка урока физики. М.В. Белякова.
3. Компьютерные технологии в интерактивном изучении школьного курса физики. В.П. Кандидов, А.Ю. Чикишев.
4. Открытые образовательные материалы по физике макро- и микромира. В.В. Радченко.
5. Современные достижения науки в школьном курсе физики: оптическая ловушка. С.Ю. Никитин, А.В. Приезжев, А.Е. Луговцов.
6. Создание и использование собственных электронных учебников в преподавании физики и информатики. В.В. Кокорин.
7. Интерактивные учебные наглядные пособия в преподавании физики. А.А. Кудрявцев

Страница Секция 2-4

Аудитория ЦФА. Председатель В.П. Кандидов.

Выступления докладчиков Съезда.

1. Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках физики. Техника быстрого чтения. И.В. Алексанян.
2. Гуманитаризация физического образования: проблемы, решения, перспективы. М.С. Атаманская.

3. Проект "ПИН-код" - окно в мир физики и технологии для учащихся начальной школы. К.Ю. Богданов.
4. Инновационный школьный УМК по физике издательства "БИНОМ". М.С. Ястребов.
5. История физики как эффективное средство мотивации учащихся к изучению предмета. М.А. Бражников.
6. Некоторые аспекты гуманитаризации преподавания физики в основной школе. С.Н. Максимова.
7. Предметная информационно-образовательная среда УМК "Сферы" по физике - инструмент реализации ФГОС". Ю.А. Панебратцев.
8. Учебник физики для школы XXI века: проблемы и решения. Г.Н. Степанова.
9. Коротко о домашней лаборатории, проектной деятельности и едином естественно-математическом подходе. И.Н. Корнеев

Страница Секция 2-6.

Всероссийский Съезд учителей физики в МГУ.
Председатель Н.В. Шаронова.

  1. Особенности изучения колебаний и волн в курсе физики профильной школы. Е.А. Мишина.
  2. Индивидуальные практические задания при изучении физики. О.А. Москвина.
  3. Личный пример учителя физики как фактор развития методологической культуры учащихся. М.С. Красин.
  4. Методика решения задач по физике для будущих студентов физико-математических специальностей. Е.А. Вишнякова, В.А. Макаров, Е.Б. Черепецкая, С.С. Чесноков.
  5. О разнообразии формулировок I закона Ньютона и возникающих в связи с этим проблемах при сдаче ЕГЭ. Ю.В. Рыжикова, С.Б. Рыжиков.
  6. Проектная деятельность в Национальном центре одаренных учеников Сирийской Арабской Республики. А.А. Коропченко.
  7. Пропедевтический курс обучения как основа формирования физических знаний. Н.Н. Платонова.
Страница Секция 3-1 (3-2).

Аудитория 5-19. Председатель В.И. Лобышев

  1. Дистанционные подготовительные курсы по физике и математике для школьников и абитуриентов. Д.Н. Янышев, В.Н. ПРудников, Н.И. Скворцова (пленарный доклад).
  2. ИКТ-поддержка проектной и исследовательской деятельности учащихся. О.А. Валуйская.
  3. Единство учебной и внеучебной работы по физике ы СУНЦ УрГУ - залог успешности учащегося и учителя. О.В. Инишева.
  4. Комплект тренировочно-диагностических работ по физике для школьников 8-го, 9-го, 10-го и 11-го классов. Е.В. Якута, Е.А. Вишнякова, В.И. Зинковский, Е.В. Лукашева, Д.А. Путимцев, М.В. Семенов, Е.Б. Черепецкая, А.А. Якута.
  5. Создание центров поддержки физико-технического образования как реализация инновационной структуры сетевого взаимодействия ученики - вузы. О.Л. Трополева.


Секция 3-2.
Председатель В.Н. Прудников.

  1. Из опыта организации научно-исследовательской деятельности учащихся лицея № 15 г. Саров. В.Ф. Завада (пленарный доклад).
  2. Из опыта организации учебно-исследовательской работы учащихся в Московской гимназии на Юго-Западе № 1543. А.Ю. Волохов, Д.Ю. Королев.
Страница Секция 3-2.

Всероссийский Съезд учителей физики в МГУ.
Председатель В.Н. Прудников.
1. Из опыта организации учебно-исследовательской работы учащихся в Московской гимназии на Юго-Западе № 1543. А.Ю. Волохов, Д.Ю. Королев.
2. Исследовательская деятельность школьников: подходы и возможности. Н.А. Козырева.
3. Обобщение опыта проектной деятельности в качестве инновационного метода обучения в общеобразовательной школе № 8 города Клин Московской области. В.В. Грудинина.
4. Проектная деятельность учащихся на уроках физики. Л.В. Самсонова

Страница Секция 3-3 (3-4).

Всероссийский Съезд учителей физики в МГУ.
Секция 3-3. Ауд. 5-19. Председатель В.Н. Прудников.

  1. Исследовательская работа учащихся - необходимый элемент образования. В.И. Лобышев (пленарный доклад).
  2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность школьников - залог успеха Российской науки XXI века. Л.В. Пигалицын.
  3. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся по физике как средство формирования ключевых образовательных компетенций. Р.В. Ильина.
  4. Проектно-исследовательские работы - как способ развития интереса к физике у школьников 7 - 9 классов. С.Б. Рыжиков.
  5. Реализация метода проектов: школьная конференция "Фестиваль идей". Л.А. Гусева.

Секция 3-4. Ауд. 5-19. Председатель В.И. Лобышев.

  1. Интерес к научным исследованиям нужно прививать в школе. Н.А. Лебедева.
  2. Системный мониторинг образовательных учреждений учащихся по физике (из опыта работы городского методического объединения учителей физики Санкт-Петербурга). Н.А. Скрябина.
Страница Секция 3-4 (2-6).

Всероссийский Съезд учителей физики ы МГУ.
Председатель В.И. Лобышев.
Системный мониторинг образовательных достижений учащихся по физике (из опыта работы городского методического объединения учителей физики Санкт-Петербурга). Н.А. Скрябина.
Образовательная среда одаренных старшеклассников и организация процесса обучения физике. С.С. Пивоваров, С.П. Зеленин.
Организация внеурочной исследовательской деятельности учащихся по физике в современных условиях. Ю.В. Казакова.

Интерактивные компьютерные демонстрации для изучения статистических основ термодинамики. О.А. Чичигина, М.С. Полякова.


Секция 2-6.
Председатель Н.В. Шаронова.


Особенности изучения колебаний и волн в курсе физики профильной школы. Е.А. Мишина.

Страница Секция 4-1.

Аудитория ЮФА.  Председатель Н.С. Пурышева.

Выступление докладчиков.

1. Учебно-методические комплекты по физике издательства "Дрофа" как средство достижения результатов образования, заявленных ФГОС основного образования. Е.Н. Тихонова.

2. Дистанционные курсы повышения квалификации для специалистов с высшим профессиональным образованием. Д.Н. Янышев

Страница Секция 4-2.

Всероссийский Съезд учителей физики в МГУ.
Председатель Б.С. Ишханов.

1. Технология формирования умений натурного компьютерного эксперимента у будущих учителей физики. В.В. Майер, Е.И. Вараксина, А.С. Рудин (пленарный доклад).
2. Инновационный инструментарий формирования профессиональной компетентности будущего учителя физики в инновационной деятельности. О.А. Крысанова.
3. О преподавании термодинамики в школе. В.А. Грибов, И.А. Квасников.
4. Развитие информационно-коммуникативной культуры учителя физики в системе повышения квалификации. С.А. Россинская.

Страница Секция 4-3.

Всероссийский Съезд учителей физики в МГУ.
Председатель В.А. Макаров

  1. Концепция лабораторного практикума по ядерной физике педагогического вуза. В.А. Белянин.
  2. Нельзя пускать образование на самотек. Э.Н. Шевцова.
  3. Одомашненная современная физика. А.А. Богуславский, И.Ю. Щеглова.
  4. Подготовка учителя физики к преподаванию вопросов современной науки. О.Н. Лукашук.
  5. Совершенствование методологической подготовки учителей физики в Хабаровском крае. А.В. Палыгина.
  6. Организация сетевого взаимодействия как условие повышения качества физического образования в городе Комсомольск-на-Амуре. О.В. Поздеева.
  7. Наставничество как особая форма методической работы, Г.И. Рожкова.
Страница Секция 5-1.

Всероссийский Съезд учителей физики в МГУ.
Председатель В.Ф. Бутузов.

  1. Современные обучающие технологии в преподавании физики. Ю.А. Самоненко (пленарный доклад)
  2. Некоторые приемы развития мышления на уроках физики. М.А. Богаченко, Е.А. Киселева.
  3. Развитие мышления на уроках физики. Л.Н. Семкина.
  4. Заговори так, чтобы тебя услышали. Как построить развивающий диалог? Л.Н. Рагулина.
  5. Благотоворительный фонд населения Менделеева. Е.Е. Шестернинов.
Страница Секция 5-2.

Аудитория 5-2.
Председатель А.И. Слепков.
Выступление докладчиков.

  1. Мыслительная сфера учащихся: что и как развивать на занятиях по физике. Э.М. Браверман.
  2. Интеграция предметов естественнонаучного цикла в профильном обучении. Н.А. Ким.
  3. Интеграция физики с медициной, биологией, науками о земле. С.В. Лазарева.
  4. Анализ размерностей физических величин и подобие физических явлений как метод развития мышления при обучении физике. А.С. Неграш, М.Ю. Мазейкина.
  5. Информатика и физика. А.А. Осипова.
  6. Проблемное поле физики в системе интеграции учебных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов. Е.А. Кузнецова.
  7. Графики в курсе физикикак учебное средство. Т.А. Бушина, В.И. Николаев.
  8. О дидактических ресурсах графиков в курсе физики. Т.А. Бушина, В.И. Николаев.
Страница Секция 5-3 (5-4).

Всероссийский Съезд учителей физики в МГУ.
Председатель М.Б. Чжан..
Выступление докладчиков.

  1. Проектные технологии в совместной учебно-воспитательной деятельности семьи и школы. Е.К. Пархоменко.
  2. Обучение учащихся навыкам исследовательской работы. Р.Р. Слепцова.
  3. Реализация деятельностного подхода в обучении физике. Е.А. Пуденкова.
  4. Проектная деятельность учащихся. Е.Н. Юносов, Т.П. Корнеева, А.В. Кравцов.
  5. Проектная деятельность учащихся. Е.Н. Юносов, Т.П. Корнеева, А.В. Кравцов. (продолжение)
  6. Интеграция физики, математики и информатики средствами номографии на уровне педвузовского образования. Т.И. Кузнецова.

Выступление докладчиков секция 5-4.
Председатель И.В. Митин

  1. Физико-астрономическое образовательное пространство и формирование компетенций обучающихся. Т.Ю. Кузьмичева.
  2. О проблеме школьного астрономического образования и необходимости создания Заочной Астрономической Школы при физическом факультете МГУ. А.И. Титенский.
Страница Секция 5-4.

Всероссийский Съезд учителей физики в МГУ.
Председатель И.В. Митин.
1. Обучение физике как процесс формирования научно-познавательной компетенции на основе научно-продуктивного мышления. А.А. Фролов.
2.Организация исследовательской деятельности школьников по изучению физических процессов биологических систем. Ж.В. Беляева.
3. Формирование представлений учащихся о нанотехнологии в средней (полной) школе.

Страница Секция 5-5.

Всероссийский Съезд учителей физики в МГУ.
Председатель Ю.А. Самоненко.

  1. Использование межпредметных связей в преподавании физики. Л.В. Власова.
  2. Турнир юных физиков - лига юниоров. Е.Н. Юносов, Е.И. Деревягина, М.В. Пацина
  3. Изменение содержания обучения физике как необходимое условие развития мышления учащихся. В.А. Львовский.
  4. Формирование учебно-логических умений на уроках физики. Г.Н. Геросьянова.
Страница Принятие резолюции Съезда учителей физики. 30 июня 2011

Первый учебный корпус на новой территории. Принятие резолюции Съезда. Председатель А.М. Салецкий.

Страница Заключительное заседание Съезда. 30 июня 2011

Первый учебный корпус на новой территории. Заключительное заседание Съезда.