Условия проведения заочного и очного туров

Задания заочного и очного туров олимпиады по программе «Теоретические и прикладные аспекты литературоведения» составлены таким образом, чтобы можно было выявить абитуриентов, которые владеют теоретико-литературным аппаратом и могут его применять при анализе художественного произведения.

Задания заочного тура составлены в виде тестов. Предполагается, что абитуриенты при его выполнении могут воспользоваться справочной литературой, в том числе и представленной в интернет-ресурсах, поэтому в задания включены понятия, которые обычно не рассматриваются в курсах «Введение в литературоведение» и «Анализ художественного произведения». Некоторые вопросы составлены так, что на них нельзя найти ответы, необходимо самостоятельно подумать. Например, дается 4 определения термина, причем в целом правильных, абитуриент должен выбрать наиболее полное и точное. Справиться с этим заданием смогут те, кто не только знает терминологию, но и довольно четко представляет специфику использования того или иного термина.  В тесты включены элементы анализа поэтического текста, абитуриенту предлагается найти приемы, использованные автором в том или ином фрагменте стихотворения.  И, что особенно важно, есть задания, проверяющие умение абитуриентов системно мыслить, что принципиально важно для специалиста по теории литературе. Выбрать ряд терминов, относящихся к одному уровню произведения смогут не только те, кто владеет терминологией, но и четко представляет себе именно систему понятий. Во всех вариантах ответа даны понятия, связанные друг с другом, но разными отношениями: иерархическими, ассоциативными, понятия могут лежать в близких и даже пересекающихся областях, выбраны понятия разных уровней, но такие, которые обычно используются одновременно при анализе текста, кроме того, включены многозначные понятия (чтобы правильно ответить на вопрос все их основные значения). В заочном туре также необходимо прислать эссе (количество знаков 5000) на выбранную тему. Эссе прикрепляется в формате doc на сайте до 25 февраля 23.59.

На очном туре абитуриентам предлагается написать научное эссе (научную статью) на одну из трех тем, каждая из которых включает наиболее разработанные (и одновременно проблемные) понятия теории литературы. Абитуриент должен показать не только знание этого понятия, а также понятий, связанных с ним, но и уметь применять их к анализу художественного произведения. Например, рассуждая о сюжете, необходимо сказать, какие типы сюжетов известны, каковы особенности каждого типа. Абитуриент должен знать несколько разных классификаций, понимать принцип (принципы), лежащие в основе каждой из них. На каждый тип сюжета должно быть приведено не менее одного примера из мировой классической литературы. Опираясь на детальное знание текста, абитуриент должен выявить все признаки того или иного типа сюжета. Рассуждения о понятиях и терминах невозможны без понимания историко-литературного процесса: абитуриент должен знать, когда и почему сформировалось то или иное явление в литературе, как оно развивалось (в некоторых случаях, когда и почему исчезло). Желательно (но не обязательно, так как это не всегда входит в программу бакалавриата по филологии) продемонстрировать знакомство с концепциями ведущих ученых в той или иной области, а также понимание того, в чем эти концепции похожи, а чем принципиально различаются, сформулировать свою позицию в спорном вопросе, привести аргументы. Также желательно, но не обязательно отметить, из какой науки было заимствовано то или иное понятие или наоборот, какие науки заимствовали понятие, возникшее в литературоведении. В темах никак не оговариваются художественные произведения, которые может / должен привлекать к анализу абитуриент. Предполагается, что должны быть привлечены произведения разных авторов, разных периодов, очень желательно разных национальных литератур, то есть абитуриент должен показать хорошее знакомство с большим объемом художественных текстов и при этом продемонстрировать понимание специфики каждого из них. Эти знания необходимы любому специалисту в области теории литературы.

Последнее изменение: Вторник, 24 Февраль 2015, 23:19